Генеральная прокуратура потребовала от Госинспекции по маломерным судам повысить качество работы при расследовании транспортных аварийных случаев

Фото: stroiteh-msk.ru, носит иллюстративный характер

Генеральная прокуратура проанализировала деятельность Государственной инспекции по маломерным судам (далее – ГИМС) относительно расследования транспортных аварийных случаев с участием маломерных судов в 2022-2023 годах.

Справочно. Согласно ст.130-1 Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь ГИМС осуществляет расследование транспортных аварийных случаев с участием маломерных судов.

Порядок проведения расследования определен соответствующей Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям от 29.06.2015 № 32.

Задачами такого расследования являются установление обстоятельств, причин и последствий транспортных аварийных случаев, лиц, по вине которых они произошли, а также выработка профилактических мер по их предупреждению.

Установлено, что на водных объектах в стране произошел рост транспортных аварийных случаев с участием маломерных судов с 19 в 2022 году до 26 в 2023 году, а также выросло количество погибших в них людей с 17 до 22.

Основной причиной таких происшествий с летальным исходом прокуроры назвали игнорирование судоводителями и пассажирами пп.9, 16 Правил пользования маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2007 № 812 (далее – Правила):

нахождение во время движения на маломерном судне без спасательного жилета, управление маломерным судном в состоянии алкогольного опьянения.

В 2023 году 22 (17) утонувших гражданина не имели спасательного жилета (16), а 16 из них (8) были пьяны.

Изучением материалов транспортных аварийных дел установлено, что расследование по таким фактам должностные лица ГИМС не всегда проводили надлежащим образом, что не способствовало повышению безопасности при эксплуатации гражданами плавательных средств.

В частности, не во всех случаях инспекторы ГИМС принимали меры к непосредственному установлению обстоятельств произошедшего, что в итоге оказывало негативное влияние на полноту расследования и объективность выводов. В ряде аварийных дел отсутствовали результаты осмотра места происшествия, в том числе маломерных судов, а опрос свидетелей вовсе не проводился. Как правило, не устанавливалось, подлежали ли лодки государственной регистрации, проводилось ли их техническое освидетельствование и имели ли судоводители право на управление моторными маломерными судами.

При расследовании групповых транспортных аварийных случаев должностные лица ГИМС не всегда выясняли, какие нарушения Правил допустил судоводитель, а какие – лицо, находившееся на маломерном судне.

Например, согласно акту о транспортном аварийном случае в марте 2022 года Житковичского участка ГИМС судоводитель управлял маломерным судном без спасательного жилета и допустил на судно пассажира без спасательного средства. Во время рыбалки пассажир резко встал и опрокинул лодку, а, оказавшись в воде, утонул. В акте прокуроры не нашли указания на то, какие нарушения Правил допустили судоводитель и его пассажир.

Вскрыты упущения в организации работ по установлению причин аварий, их анализу и разработке мероприятий по их предупреждению.

Результаты проверки свидетельствуют о необходимости повысить уровень взаимодействия ГИМС с подразделениями Следственного комитета и иными государственными органами в целях принятия комплексных мер к снижению аварийности с участием маломерных судов, а также оперативного обмена информацией для точного определения причин аварийных случаев, а также лиц, по вине которых они произошли.

Как итог – заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь внес начальнику ГИМС представление, в котором потребовал устранить нарушения законодательства при расследовании транспортных аварийных случаев с участием маломерных судов, а также способствовавшие им причины и условия, организовать детальный анализ исполнения нормативных требований к эксплуатации маломерных судов, усилить профилактическую работу в межнавигационный период.

Справочно. За невыполнение судоводителем и пассажиром требований Правил предусмотрена ответственность в виде штрафа в соответствии со ст.18.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

За нарушение лицом, управляющим маломерным судном, правил безопасности движения и эксплуатации маломерных судов, повлекшее по неосторожности причинение менее тяжкого, тяжкого телесного повреждения или смерть человека, установлена уголовная ответственность согласно ст.316 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события