Работа с исполнительными документами, утверждение программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020–2022 годы: под председательством Генпрокурора Александра Конюка состоялось республиканское координационное совещание

Вопросы повестки дня – результаты проверки соблюдения законодательства об исполнении исполнительных документов и утверждение Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 годы. 

В мероприятии приняли участие члены координационного совещания – Заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Рахманов, Председатель Следственного комитета Республики Беларусь Иван Носкевич, Министр внутренних дел Республики Беларусь Юрий Караев, Министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков, Министр по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Владимир Ващенко, начальник Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь Андрей Павлюченко, заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Александр Лашин, руководители иных министерств, комитетов и государственных органов. 

IMG_2106_.jpg

На заседание приглашены Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь Валентин Сукало. 

В ходе совещания велась видеоконференцсвязь для территориальных прокуратур, органов местного управления. 

Работа с исполнительными документами 

«В Республике Беларусь более пяти лет функционирует единая система органов принудительного исполнения. Исполнительное производство выведено из сферы судебной власти и передано в систему Министерства юстиции… Без эффективной системы исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов невозможно обеспечить принцип неотвратимости ответственности, а также защиту государством прав и законных интересов граждан и организаций», – обратился к участникам совещания Александр Конюк. 

С основным докладом о состоянии законности в сфере принудительного исполнения выступил заместитель Генпрокурора Алексей Стук. 

IMG_2117_.jpg

«Функционирование единой системы органов принудительного исполнения в целом позволяет выполнять поставленные перед ней задачи, однако деятельность ее еще далека от совершенства», – отметил Алексей Стук. 

Так, в ходе прокурорских проверок выявлены факты незаконного возбуждения исполнительных производств при наличии информации о погашении задолженности. 

Иногда органы принудительного исполнения (далее – ОПИ) нарушали порядок предоставления должникам срока для добровольного погашения задолженности. 

Меры по принудительному исполнению не всегда были исчерпывающими и своевременными. 

Не в полной мере соблюдались требования законодательства при приостановлении, прекращении и окончании исполнительных производств. Например, судебные исполнители принимали решения о прекращении производств без выяснения вопросов правопреемства, оканчивали их без проверки имущественного положения должников и получения от нанимателей подтверждений о принятии исполнительных документов к реализации. 

«Ненадлежащая работа ОПИ позволяет обязанным гражданам длительное время уклоняться от выплаты алиментов и возмещения расходов, затраченных государством на содержание их детей. Доследственные проверки в отношении должников по алиментам чаще начинаются только после заявлений взыскателей, но не судебных исполнителей», – констатировал Алексей Стук. 

Ряд недостатков в работе ОПИ связан с несоблюдением сроков для рассмотрения процессуальных жалоб, отдельные обращения и вовсе остались нерассмотренными. В ответах заявителям не всегда разъяснялось их право на обжалование принятых решений. 

Справочно. В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество поступивших на рассмотрение в ОПИ процессуальных жалоб возросло с 3710 до 5836. Удовлетворяемость рассмотренных жалоб осталась высокой – около 40%. 

По мнению заместителя Генпрокурора, отсутствие у руководителей территориальных ОПИ права на отмену любых незаконных решений судебного исполнителя влечет невозможность оперативно устранить выявленные нарушения, нивелирует значение ведомственного контроля на местах. 

IMG_2124_.jpg

В рамках надзора за ОПИ прокуроры установили упущения в работе иных участников исполнительного производства – налоговых и финансовых органов, ОВД, ОЧС, подразделений исполкомов, инспекций природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые выступают взыскателями. Среди основных недостатков названы бездействие, несвоевременность предъявления к исполнению документов, отсутствие контроля за их реализацией, пассивность в вопросах обжалования незаконных решений. 

Не всегда своевременно обращались к исполнению вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления судов. 

В завершение выступления заместитель Генпрокурора сообщил о разработанных совместно с Министерством юстиции принципиально новых критериях эффективности работы ОПИ, предложенном Генпрокуратурой комплексе существенных изменений в профильное законодательство. 

Например, предложено исключить в качестве основания окончания исполнительного производства направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы. «Это позволит ОПИ должным образом контролировать реализацию исполнительных документов, в том числе поступление денежных средств в доход государства», – резюмировал Алексей Стук. 

Справочно. В ходе надзорных мероприятий прокуроры провели 397 проверок, по результатам которых внесли 353 представления об устранении нарушений законодательства, вынесли 177 предписаний, 552 протеста. Дисциплинарным взысканиям подвергнуто 277 виновных лиц, к 325 применены меры материального воздействия. 

Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Чуприс обратила внимание участников совещания на необходимость решения в системе Министерства юстиции двух вопросов – исключить нарушения судебными исполнителями законодательства, связанные с недостаточным уровнем знаний и ведомственного контроля, интенсифицировать внедрение в работу ОПИ информационных технологий. 

IMG_2153_.jpg

Программа по борьбе с преступностью и коррупцией 

В республике на протяжении последних лет наблюдается позитивная динамика состояния преступности, что свидетельствует об эффективности реализации Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017 – 2019 годы. 

В сравнении с предыдущим трехлетним периодом отмечено уменьшение числа зарегистрированных преступлений на 14% – с 283 857 до 250 511. 

Уровень преступности на 10 тыс. населения сократился с 100 до 85 преступлений. 

Снизилось количество:
– погибших в результате преступных посягательств на 15% (с 2 672 до 2 275);
– особо тяжких и тяжких преступлений на 8,4% (с 35 509 до 32 526);
– убийств с покушениями на 27,7% (с 1 298 до 939);
– разбоев на 47,6% (с 798 до 418);
– грабежей на 29,9% (с 6 178 до 4 333);
– краж на 23,3% (с 118 066 до 90 499). 

В значительной степени это связано с активизацией деятельности правоохранительного блока. 

Системный криминологический мониторинг показал качественные изменения в структуре преступности в 2019 году: зафиксирован рост числа менее тяжких преступлений и преступлений, не представляющих большой общественной опасности, а также высоко латентных по характеру преступлений – вымогательств, мошенничеств, хищений путем использования компьютерной техники. 

Исходя из этого следует развивать систему социальной реабилитации осужденных и профилактики рецидивной преступности. 

По-прежнему актуальна задача по устранению причин и условий противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оружия, торговлей людьми, незаконной миграцией, гибелью людей, в том числе в результате нарушения правил дорожного движения и охраны труда. 

Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 годы состоит из двух разделов. 

Основные блоки первого раздела посвящены профилактике и пресечению преступлений и правонарушений: 

  • связанных с насилием в семье;
  • среди либо в отношении несовершеннолетних; 
  • совершенных ранее судимыми лицами; 
  • против общественной безопасности; 
  • связанных с наркотическими средствами, психотропными веществами, их прекурсорами и аналогами; 
  • против информационной безопасности. 
Ряд пунктов Программы охватывает противодействие организованной преступности и торговле людьми. 

Второй раздел предусматривает комплекс мер по борьбе с коррупцией. 

Выступая с докладом по повестке, начальник аналитического отдела Генеральной прокуратуры Михаил Семенихин подчеркнул: «Новая Программа прошла согласование с более чем 60 государственными органами и иными организациями, нацелена на дальнейшую реализацию комплексных и своевременных мер в сфере противодействия преступности и коррупции». 

IMG_2157_.jpg

На координационном совещании выступил также начальник главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми криминальной милиции МВД Геннадий Казакевич. 

Он обосновал необходимость принятия дополнительных мероприятий для усиления борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, а также связанных с детской порнографией и торговлей детьми, особенно с использованием сети Интернет. 

Участники совещания обменялись мнениями по проблемным вопросам применения законодательства. 

По итогам заседания республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: 

1. Определены меры, цель которых:
- увеличение реального взыскания сумм по исполнительным документам;
- единообразное правоприменение в сфере принудительного исполнения;
- усиление ведомственного контроля за деятельностью судебных исполнителей и улучшение межведомственного взаимодействия;
- исключение нарушений в исполнительном производстве; 

2. Утверждена Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2020 – 2022 годы. 

В этот же день Александр Конюк пообщался с журналистами и ответил на их вопросы. 

IMG_2063_.jpg

Фото: Генеральная прокуратура 

Отдел информации
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события