В ходе проверки центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций (далее – Минтранс) и структурного подразделения ведомства – Департамента по авиации (далее – Департамент) Генеральная прокуратура выявила нарушения законодательства о лицензировании, обращениях граждан и юридических лиц.
Прокуроры установили ряд недостатков в организации работы Минтранса по лицензированию. Среди иных – несоблюдение сроков для рассмотрения заявлений соискателей о выдаче лицензии, которые оговорены в Положении о лицензировании отдельных видов деятельности (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 года).
Изучение обращений данной категории показало, что в Минтрансе:
не всегда принимали меры для полного, объективного и всестороннего их рассмотрения;
допускали формализм;
направляли обращения в организации, действия (бездействие) которых обжаловались;
оставляли обращения без рассмотрения при отсутствии на то оснований.
Такие упущения в работе вызвали обоснованные жалобы субъектов хозяйствования и граждан, повлекли нарушение их законных прав и интересов.
Как пример, в Минтранс поступило обращение о неисправности автобуса, который перевозил пассажиров по маршруту Гомель – Минск. Заявитель ставил вопрос о привлечении к ответственности перевозчика за несоблюдение Правил автомобильных перевозок пассажиров. Ведомство, поставив обращение у себя на контроль, перенаправило его для рассмотрения непосредственно в организацию, которая эксплуатировала неисправное транспортное средство. На момент прокурорской проверки, однако, Минтранс не смог представить информацию о результатах рассмотрения жалобы.
Или другой случай. Нарушение Департаментом по авиации законодательства об административных процедурах при осуществлении сертификационной деятельности в области гражданской авиации вынудило общество с ограниченной ответственностью обратиться за защитой своих прав в Генеральную прокуратуру.
Прокуроры установили, что заявление коммерческой организации о государственной регистрации воздушного судна в определенные законом сроки не рассмотрено. Кроме того, в Департаменте были утрачены приложенные к заявлению документы, в том числе об оплате государственной пошлины. Письменный ответ Департамента на повторное обращение субъекта хозяйствования также не соответствовал требованиям законодательства.
По результатам проверки заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь внес Министру транспорта и коммуникаций Республики Беларусь представление, в котором потребовал устранить выявленные нарушения.
Акт надзора рассмотрен с участием прокурорских работников. Виновные должностные лица привлечены к ответственности.