Выявление преступлений в сфере лесного хозяйства, практика по уголовным делам об экономических преступлениях: в Генпрокуратуре состоялось заседание республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией

Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа в Генеральной прокуратуре состоялось 26-е заседание республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, на повестке которого:

практика выявления преступлений в сфере лесного хозяйства;

результаты обобщения прокурорско-следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности.

В мероприятии приняли участие члены республиканского координационного совещания, заместители Генерального прокурора Республики Беларусь, директор НПЦ Генеральной прокуратуры, иные должностные лица.

Среди приглашенных – Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Василий Герасимов, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Сергей Кондратьев и Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Александр Кулик.

«В последнее время выявлено значительное количество преступлений, совершенных должностными лицами и работниками организаций, подчиненных Министерству лесного хозяйства. К ответственности привлечены руководители организаций лесной отрасли всех уровней. – обратился к присутствующим Генеральный прокурор Республики Беларусь. – Коррупционные преступления совершались при реализации древесины вне биржевых торгов, закупках оборудования и техники. Распространены хищения заготовленной древесины должностными лицами предприятий или при их пособничестве. Ряд преступлений совершался длительное время и повлек причинение значительного ущерба не только предприятиям, но и окружающей среде. Для противодействия коррупции и наведения порядка в Министерстве принимаются определенные меры, но они недостаточны».


Участники заседания констатировали наличие фактов длительного безучетного хранения и транспортировки древесины без сопроводительных документов, что создает условия для ее хищения. Ряд нарушений зафиксирован при внесении сведений в единую государственную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

На совещании отмечены случаи предоставления необоснованных преимуществ отдельным коммерческим структурам, связанных с упрощением и ускорением процедуры приобретения древесины вне биржевых торгов.

«По-прежнему не исключены отгрузки лесопродукции без получения ее оплаты в определенном договорами порядке. Как итог – образовалась значительная сумма дебиторской задолженности за поставленную лесопродукцию, в том числе просроченной. Не принимаются должные меры для обеспечения сохранности имущества организаций Минлесхоза. В итоге хищения заготовленной древесины происходят на неохраняемых участках местности», – подчеркнул Андрей Швед.

Отдельно Генеральный прокурор остановился на недостатках в деятельности правоохранителей при обеспечении законности в отрасли: «Органы дознания и предварительного следствия допускали нарушения при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел, не всегда принимали должные меры по профилактике преступлений, устранению причин и условий, которые им способствовали».

Участники совещания согласились с тем, что необходимо обеспечить единый подход к объективной оценке стоимости лесоматериалов при расследовании уголовных дел об их хищениях, а также неотвратимость ответственности всех виновных лиц.

С докладами по практике выявления преступлений в сфере лесного хозяйства выступили заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь – директор Департамента финансовых расследований Игорь Маршалов и Министр лесного хозяйства Республики Беларусь Александр Кулик.

Игорь Маршалов указал на основные коррупционные риски в организациях системы Минлесхоза, привел отдельные результаты проверок.

Александр Кулик рассказал о принятых в Минлесхозе мерах по противодействию коррупции для недопущения преступлений и правонарушений против собственности и интересов службы. Проинформировал о решении кадровых вопросов включая повышение квалификации сотрудников и проведение внеплановых аттестаций.

Участники заседания вместе с тем констатировали, что в настоящее время в Минлесхозе приняты не системные, а точечные меры для улучшения ситуации.


«Совершение коррупционных и иных преступлений снижает эффективность хозяйственной деятельности предприятий отрасли, создает предпосылки для причинения вреда окружающей среде. Подобные факты недопустимы. Важно, чтобы все понимали и исходили из того, что коррупция – это предательство интересов государственной службы, предательство государства. В борьбе с ней не может быть никаких послаблений, – отметил Генеральный прокурор. – Работа должностных лиц компетентных государственных органов и работников сферы лесного хозяйства должна быть организована в строгом соответствии с определенными Президентом Республики Беларусь стратегическими задачами».

При обсуждении результатов обобщения прокурорско-следственной и судебной практики по уголовным делам о преступлениях против порядка осуществления экономической деятельности Андрей Швед подчеркнул, что «государство проводит последовательную политику по совершенствованию условий хозяйствования, раскрепощению деловой инициативы, поддержке социально-ответственного бизнеса, гуманизации уголовной ответственности за экономические преступления».

Вместе с тем руководитель надзорного ведомства указал на возросшее количество зарегистрированных преступлений против порядка осуществления экономической деятельности.

Справочно. В 2020 году зарегистрировано 895 преступлений данной категории, или 0,9% от общего числа зарегистрированных преступлений в республике, в 2021 году – 973, или 1,1%, в 2022 году – 1 051, или 1,2%.

За последние 2 года почти в 2 раза возросло количество зарегистрированных фактов уклонения от уплаты налогов (со 101 до 199), существенно увеличился незаконный оборот средств платежа и инструментов (ст.222 УК, с 0 в 2020 году до 86 в 2022 году).

Увеличилось на 7% количество осужденных за экономические преступления.

Размер ущерба от экономических преступлений в 2022 году составил 134 млн рублей и превысил 55% от общей суммы ущерба, причиненного всеми преступлениями.

В ходе заседания отмечено выявление новых схем экономических преступлений, которые преследуют цели уклониться от исполнения налоговых обязательств, скрыть нарушения законодательства, противодействовать проведению контрольных мероприятий. Как пример – дробление бизнеса, необоснованное посредничество.

Указано на участившиеся факты недобросовестного использования процедур реорганизации и регистрации новых субъектов хозяйствования и банкротства, которые не получили должную правовую оценку.

«Такие обстоятельства свидетельствуют о необходимости выработать своевременные и адекватные меры пресечения реализации преступных схем в экономике. Следует обеспечить надлежащее взаимодействие контролирующих органов и органов уголовного преследования при назначении и проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, – сказал Генеральный прокурор. – В непростой политической обстановке, в условиях санкций, мы должны защитить экономические интересы государства. Важно сосредоточить силы и средства на выявлении и предупреждении наиболее значимых преступлений, возмещении причиненного ущерба, при этом необходимо исключить факты необоснованного уголовного преследования».

Участники совещания отметили актуальность обеспечения единых подходов к определению размера причиненного ущерба, формированию единообразной следственно-судебной практики.

С докладами по вопросу выступили заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Алексей Стук и заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Сергей Кондратьев.

Алексей Стук, говоря о практике назначения наказаний по уголовным делам данной категории, назвал ее соответствующей уголовно-правовой политике государства в сфере экономической деятельности – в структуре наказаний преобладают наказания, не связанные с изоляцией от общества, доля которых в 2022 году составила более 84%.

При этом он подробнее остановился на применении наряду с основными наказаниями в отношении лиц, совершивших экономические преступления, такого дополнительного наказания, как лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

«Анализ практики назначения данного наказания дает основания полагать, что подходы к его применению за эти преступления нуждаются в корректировке, – сказал Алексей Стук. – В целях сохранения деловой активности предпринимателей нецелесообразно назначать указанное дополнительное наказание тем лицам, которые добровольно устранили вредные последствия своих противоправных действий».

Сергей Кондратьев в своем докладе остановился на отдельных примерах судебной практики по делам об экономических преступлениях. Выразил мнение о необходимости изменения некоторых уголовных и уголовно-процессуальных норм.

В заключительном слове Генеральный прокурор как председатель республиканского координационного совещания подчеркнул: «Главная цель мероприятий по проверке деятельности руководителя предприятия или отрасли – результативная профилактика. И мы, безусловно, должны выполнить задачи, в том числе в части искоренения фактов формализма и погони за количественными показателями. Одновременно требую обеспечить неотвратимость ответственности лиц, виновных в совершении экономических преступлений, и возмещение причиненного ими ущерба».


По итогам заседания выработан комплекс предметных организационно-практических мер для совершенствования деятельности каждого заинтересованного ведомства с установлением сроков их реализации.

Фото: Генеральная прокуратура

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события