Реализация и совершенствование законодательства об экономическом (деловом) риске: по инициативе НПЦ Генеральной прокуратуры проведен круглый стол

Фото: Генеральная прокуратура
Фото: Генеральная прокуратура
Фото: Генеральная прокуратура
Фото: Генеральная прокуратура

По инициативе Научно-практического центра проблем укрепления законности и правопорядка (далее – НПЦ) Генеральной прокуратуры на площадке УО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии» (далее – Институт «Кадры индустрии») состоялся научно-практический круглый стол – на нем рассмотрены вопросы реализации и совершенствования законодательства об экономическом (деловом) риске.

В мероприятии приняли участие представители государственных органов и организаций, в том числе Генеральной прокуратуры, руководители субъектов хозяйствования, а также ученые.

С приветственным словом к участникам обратились ректор Института «Кадры индустрии» Татьяна Мельникова и заместитель директора НПЦ Генеральной прокуратуры Олег Русецкий, которые подчеркнули значимость и актуальность тематики круглого стола.

Справочно. Аспекты защиты прав руководителей субъектов хозяйствования на деловой риск предусмотрены в Директиве Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

При этом в обращении с Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 31 марта 2023 г. Глава государства поставил задачу в рамках правоохранительной и контрольной (надзорной) деятельности направлять основные усилия на результативную профилактику правонарушений и преступлений, учитывать обоснованный экономический риск, не связанный с личной выгодой и коррупционными правонарушениями.

Начальник отдела научно-методического обеспечения прокурорского надзора НПЦ Генеральной прокуратуры Юрий Никитин проинформировал о результатах отечественных и зарубежных научных исследований проблематики экономического (делового) риска, а также особенностях правового регулирования в данной сфере.

Справочно. Статья 39 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Деяние, связанное с риском (указано как обстоятельство, исключающее преступность деяния)

1. Не является преступлением деяние (действие или бездействие), причинившее вред правоохраняемым интересам, если это деяние было совершено в условиях обоснованного риска для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.

2-1. Экономический (деловой) риск может признаваться обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом.

3. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, общественного бедствия, наступления смерти или причинения тяжкого телесного повреждения лицу, не выразившему согласия на то, чтобы его жизнь или здоровье были поставлены в опасность.


Статья 3.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Обоснованный риск (указано как обстоятельство, исключающее признание деяния административным правонарушением)

1. Не является административным правонарушением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели.

2. Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и физическое или юридическое лицо, допустившее риск, обоснованно рассчитывало, что предприняло все возможные меры для предотвращения вредных последствий.

3. Экономический (деловой) риск признается обоснованным, если поставленная цель могла быть достигнута посредством нерискованных деяний (решений), но с меньшим экономическим результатом.

Результаты проведенного НПЦ Генеральной прокуратуры изучения мнения представителей правоохранительного блока и субъектов хозяйствования в части реализации и совершенствования законодательства об экономическом (деловом) риске представил заместитель директора данного учреждения Олег Русецкий.

В частности, докладчик обратил внимание на общие черты и различия в подходах к пониманию обоснованного экономического (делового) риска среди проанкетированных специалистов двух групп: правоохранителей и субъектов хозяйствования.

Итогами исследования стали выводы о:

  • неединообразном понимании положений статей 3.4 КоАП и 39 УК об экономическом (деловом) риске;
  • неоднозначном понимании законодательства о допустимости принятия или непринятия связанных с риском экономических решений.

По мнению большинства опрошенных экспертов, правовое регулирование этой сферы правоотношений необходимо.

Как показало анкетирование, стимулированию предпринимательской активности у руководителей предприятий могут способствовать и иные меры, не связанные с изменением КоАП и УК, например, возможность привлечения внешних экспертов при принятии и оценке результата связанных с риском экономических решений.

Практические вопросы и специфика расследования подразделениями Следственного комитета уголовных дел с учетом положений законодательства об обоснованном экономическом (деловом) риске стали предметом доклада старшего прокурора управления по надзору за исполнением законодательства Следственным комитетом Республики Беларусь Генеральной прокуратуры Вячеслава Бабашинского.

В своем выступлении он также напомнил об основной задаче, которую поставил Глава государства в данной части: привлечь в экономику руководящие кадры нового типа, ориентированные на принятие нестандартных управленческих решений, в том числе в условиях обоснованного экономического (делового) риска. При этом уведомил, что положения ст.39 УК на практике применяются не часто. Выразил заинтересованность в выработке подходов по реализации указанных норм и определению критериев обоснованности экономического (делового) риска.

Представленные доклады вызвали живой интерес – по каждому из них велась активная дискуссия, в том числе по линии:

  • понятийного аппарата – содержание и структура категорий «деловой (экономический) риск», «риск-ориентированное решение», «общественно-полезная цель»;
  • правовых, организационных, экономических и иных оснований для принятия связанных с риском экономических (управленческих) решений в рамках предпринимательской деятельности, а также их целях;
  • мер, принимаемых для предотвращения возможного вреда, при реализации риск-ориентированных решений;
  • соотнесения названных решений с современными научно-техническими знаниями и опытом.

Участники круглого стола также обсудили целесообразность и механизмы защиты права руководителей субъектов хозяйствования на деловой риск.

В частности, вели речь об указании в КоАП и УК перечня условий, исключающих ответственность за принятие риск-ориентированных решений, а также критериев их обоснованности. В развитие мысли высказывали мнение о целесообразности принять подзаконный нормативный правовой акт, в котором:

  • разъяснить основные используемые в КоАП и УК категории, связанные с экономическим (деловым) риском;
  • установить правовые механизмы стимулирования предпринимательской активности у руководителей предприятий (например, возможность привлекать внешних экспертов при принятии и оценке результата риск-ориентированного решения).

В ходе обсуждения вопроса предлагалось найти и альтернативные способы решения проблемы, например, разработать и утвердить межведомственные методические рекомендации.

Приведенные представителями Генеральной прокуратуры примеры из практики надзора также указали на необходимость совершенствовать законодательство в данной части.

Подводя итоги круглого стола, организаторы мероприятия поблагодарили присутствующих за активное участие и дельные предложения, выразили уверенность в укреплении и развитии конструктивного правового сотрудничества.

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности 
Генеральной прокуратуры 


Другие новости


Основные события