Предупреждение убийств и умышленного причинения тяжких телесных повреждений, профилактика пожаров и гибели людей от них: в Генпрокуратуре состоялось заседание коллегии

Под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Андрея Шведа состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры.

На повестке – обсуждение результатов проверок исполнения законодательства:

  • при регистрации и рассмотрении заявлений (сообщений) об убийствах и умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел данной категории, предупреждении таких преступлений;
  • о профилактике правонарушений, способствующих возникновению пожаров и гибели людей от них.

В мероприятии приняли участие заместитель Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Анатолий Долголевец, заместитель Председателя Следственного комитета Республики Беларусь Сергей Аземша, заместитель Министра внутренних дел Республики Беларусь Геннадий Казакевич, прокуроры областей, города Минска, начальники управлений и отделов Генпрокуратуры, иные работники.

Обращаясь к участникам и членам коллегии Андрей Швед напомнил о требовании Главы государства о том, что «любой человек в стране должен чувствовать себя абсолютно защищенным. Без этого говорить о благополучии общества не приходится».

Особое внимание акцентировал на предупреждении насилия в сфере семейно-бытовых отношений, обеспечении безопасности, прежде всего, женщин, детей и стариков.

О состоянии работы по предупреждению убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений

Общая информация

В 2020 году на территории республики отмечено сокращение с 3 142 до 3 021, или на 3,9%, числа преступлений против жизни и здоровья (статьи 139-144, 147-155 УК), среди них совершенных в семье – с 2 541 до 2 232, или на 12,2%.

При этом зафиксирован рост убийств и покушений на них – с 307 до 312, или на 1,6%, случаев умышленного причинения тяжкого телесного повреждения – с 719 до 755, или на 5%.

С 302 до 355, или на 17,5%, увеличилось количество граждан, погибших в результате убийств и умышленного причинения тяжкого телесного повреждения.

Большинство убийств (87,5%), умышленных причинений тяжкого телесного повреждения (76,9%) и иных преступлений в семейно-бытовой сфере совершены во время совместного распития алкогольных напитков либо лицами, ими злоупотребляющими, не работающими (55,7%), зачастую проживающими с жертвой в одном жилом помещении (77,4%) либо ранее осужденными за подобные преступления и освободившимися из мест отбытия наказания (23,4%).

Работа по выявлению преступлений в сфере семейно-бытовых отношений

Работа органов внутренних дел по выявлению преступлений и правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и принятию соответствующих мер административного воздействия не всегда выстроена на системной основе, не носит наступательный и динамичный характер. Это не позволяет в полной мере обеспечить защиту от посягательств семейного агрессора.

Постановка лиц на профилактический учет, а также вручение официальных предупреждений в установленный законом срок в ряде случаев производились несвоевременно. Профилактическую работу с подучетными нередко начинали только после административного правонарушения либо не проводили вовсе в течение длительного времени. В отдельных ситуациях это привело к совершению преступлений, в том числе тяжких.

Эффективному решению проблемы насилия в семье способствует применение такой меры индивидуальной профилактики правонарушений, как защитное предписание.

Вместе с тем органы прокуратуры выявили факты, когда защитные предписания при наличии оснований не выносились либо выносились по прошествии 1,5-2 месяцев после семейного скандала. Из-за этого данная профилактическая мера теряла свою актуальность.

Ведение административного процесса

Органы внутренних дел в основном соблюдали требования закона при ведении административного процесса по делам указанной категории.

Его отдельные нарушения в данной части связаны с необъективным исследованием обстоятельств правонарушения, неправильной квалификацией действий виновных лиц, неправомерным началом административного процесса и принятия решения в порядке ПИКоАП при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Изложенные факты – подтверждение того, что в организации и функционировании системы профилактики есть недостатки и упущения, что негативным образом отразилось на динамике семейно-бытовой преступности.

Справочно. По итогам 4 месяцев 2021 года количество преступлений в сфере семейно-бытовых отношений возросло на 13,6%. Их наибольший рост зафиксирован в Гомельской (+46%), Гродненской (+11%) и Брестской (+10%) областях.

Действенной мерой профилактики правонарушений, связанных с насилием в семье, названо направление граждан, страдающих хроническим алкоголизмом и совершающих на этом фоне правонарушения, в лечебно-трудовые профилактории.

Как показали результаты проверки исполнения законодательства при рассмотрении вопросов ограничения дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, направлении их в ЛТП, сбор и подготовка органами внутренних дел необходимых для этого материалов в основном ведутся надлежащим образом.

Организация работы по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, совершаемых на почве семейно-бытовых конфликтов

Организация работы органов внутренних дел по разрешению заявлений и сообщений о преступлениях, совершаемых на почве семейно-бытовых конфликтов, не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям.

Как итог – органы прокуратуры отменили 23 (в 2019 году – 39) постановления об отказе в возбуждении уголовных дел и 31 (54) о прекращении проверки по делу частного обвинения с одновременным возбуждением уголовных дел. Для проведения дополнительных проверок отменили 1 365 (1 668) процессуальных решений.

По выявленным нарушениям прокуроры внесли 56 (в 2019 году – 39) представлений, 92 (115) требований, возбудили 109 (53) дисциплинарных производств, по результатам рассмотрения которых 37 (31) должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 207 (196) – к материальной.

О надзоре за соблюдение законности подразделениями Следственного комитета

Незначительное количество (34, или 3,6%) возвращенных подразделениями Следственного комитета в органы внутренних дел материалов проверок анализируемой категории говорит об отсутствии системных недостатков во взаимодействии указанных правоохранительных органов.

Качество предварительного расследования по таким уголовным делам не в полной мере отвечало предъявляемым требованиям.

В нарушение уголовно-процессуального закона органы предварительного следствия не всегда обеспечивали полное и объективное исследование всех обстоятельств дела, выяснение мотивов преступления и направленности умысла виновных лиц.

Органы прокуратуры отменили в 2020 году 121 (в 2019 году – 77) процессуальное решение о приостановлении и прекращении предварительного расследования таких дел, для производства дополнительно предварительного следствия вернули 59 (54) уголовных дел, поступивших для направления в суд.

Проблемными вопросами для органов предварительного следствия названы:

  • разграничение умышленного убийства и умышленного причинения тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть по неосторожности;
  • разграничение покушения на умышленное убийство и умышленного причинения тяжкого телесного повреждения;
  • установление формы вины по уголовным делам о причинении телесных повреждений.

Не всегда правильной оказывалась правовая оценка действий лиц, совершивших убийства и причинивших телесные повреждения при защите от общественно опасных посягательств.

Вносимые в рамках ст.199 УПК представления следователей часто носили формальный характер, не содержали действительного анализа способствовавших преступлению причин и условий, предложений по устранению выявленных нарушений.

Практика назначения наказаний и применения иных мер уголовной ответственности по делам рассматриваемой категории

Практика назначения наказаний и применения иных мер уголовной ответственности по делам анализируемой категории в целом формировалась с учетом общественной опасности содеянного и характеристики виновных лиц, однако имели место факты назначения наказания без учета мотивов и целей содеянного, данных о личности виновных.

В целях повышения профилактического значения судебного разбирательства активно использовалось проведение выездных судебных заседаний.

О профилактике правонарушений, способствующих возникновению пожаров и гибели людей от них

Общая информация

В 2020 году по сравнению с 2019 годом незначительно снизилось число пожаров – с 6 112 до 6 085, или на 0,4%, при этом в сельской местности произошло 3 728 пожаров, или 61,3%, в городах – 2 357, или 38,7%.

Основными причинами пожаров названы: неосторожное обращение с огнем – 2 399 (2 438 в 2019 году, -1,6%); нарушение правил устройства и эксплуатации печного отопления – 1319 (1 196 в 2019 году, +10,3%); нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 1275 (1 337 в 2019 году, - 4,6%).

Причиной 274 пожаров (323 в 2019 году, -15,2 %) стали поджоги, 93 (97 в 2019 году, -4%) – шалость детей с огнем.

По вине лиц в состоянии алкогольного опьянения произошло 711 (11,7%) пожаров (754 в 2019 году, -5,7%).

Количество погибших от пожаров в 2020 году возросло на 142 человека – с 490 до 632, или на 29%, в том числе в Гомельской области – с 75 до 103, или +37,3%, Витебской области – с 80 до 106, или + 32,5%, городе Минске – с 25 до 33, или +32%), Минской области – с 119 до 148, или +24,4%.

В результате пожаров травмировано 377 человек (в 2019 году – 446, -15,5%).

Около половины погибших составили граждане старше 60 лет, их количество в сравнении с 2019 годом увеличилось с 217 до 315, или на 45%. В состоянии алкогольного опьянения находилось 57% погибших (362 из 632).

Обеспокоенность прокуратуры вызвала негативная тенденция и в текущем году: в январе-марте 2021 года зафиксировано 1862 пожара (+36% в сравнении с аналогичным периодом 2020 года), от которых погибло 264 человека (+37%).

Координация деятельности в сфере обеспечения пожарной безопасности

Как показали результаты прокурорских проверок, территориальные органы и подразделения МЧС не в полной мере реализовали полномочия по координации деятельности государственных органов и организаций при обеспечении пожарной безопасности.

Так, планирование мероприятий по предупреждению пожаров и гибели людей в ряде случаев было формальным, без комплексного подхода к решению проблем и учета региональных особенностей оперативной обстановки.

Несмотря на возросшее число погибших в результате пожаров граждан, находившихся в состоянии алкогольного опьянения, а также лиц нетрудоспособного возраста комплексные планы по профилактике правонарушений на 2021 год в ряде регионов не предусматривали целевые меры для обеспечения безопасных условий проживания указанной категории лиц.

Несмотря на значительный объем выполненных органами МЧС надзорных мероприятий их результативность осталась невысокой.
Предъявляемые требования к устранению нарушений законодательства были не только формальны, но нередко заведомо неисполнимы либо необоснованны.

Практически повсеместно выявлены факты отсутствия надлежащего контроля со стороны органов МЧС за своевременным и реальным исполнением внесенных представлений, предписаний и рекомендаций по устранению нарушений в сфере пожарной безопасности.

Органы прокуратуры в целом оперативно реагировали на выявленные упущения в такой работе: в 2020 году провели 119 проверок, внесли более 300 актов надзора, свыше 260 лиц привлекли к дисциплинарной и административной ответственности.

Рассмотрение заявлений и сообщений о пожарах

Системных нарушений в деятельности органов государственного пожарного надзора, ОВД и подразделений Следственного комитета при рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах в 2020 году и в текущем году не выявлено.

Вместе с тем прокуратура установила отдельные факты принятия необоснованных решений о нерегистрации пожаров при отсутствии ущерба, причиненного возгоранием.

Осмотры мест, где происходили пожары, не всегда проводились с детальным описанием в протоколах следовой картины пожаров. В ряде случаев допускались нарушения УПК при осмотрах жилищ и иных законных владений. Не всегда изымались необходимые для экспертного исследования предметы, что затрудняло установление экспертным путем причины пожара.

Установлены факты, когда по материалам проверок места нахождения очагов пожара, причины пожара отсутствие признаков поджога констатировалось без проведения пожарно-технических экспертиз.

Допускались единичные нарушения УПК, которые заключались в необоснованном приостановлении либо несвоевременном возобновлении проверок.

Не во всех случаях органы пожарного надзора принимали меры для начала административного процесса и привлечения виновных к ответственности за несоблюдение правил пожарной безопасности, хотя в ходе проверок по заявлениям и сообщениям были установлены достаточные данные, указывавшие на признаки административного правонарушения.

Работники органов пожарного надзора, сотрудники ОВД и следователи не во всех случаях по материалам доследственных проверок принимали меры к устранению выявленных нарушений закона.

С основными докладами на заседании коллегии выступили заместители Генерального прокурора Республики Беларусь Геннадий Дыско и Сергей Хмарук, представители министерств внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям.

По каждому вопросу участники коллегии обменялись мнениями, «сверили часы», обсудили оптимальные пути развития ситуации для обеспечения защиты прав и законных интересов граждан.

По результатам работы коллегии выработан дополнительный комплекс мер по:

совершенствованию профилактической деятельности государственных органов и организаций, а также прокурорского надзора на всех стадиях уголовного процесса по делам об убийствах и умышленном причинении тяжких телесных повреждений;

устранению недостатков в работе компетентных органов в сфере профилактики правонарушений, способствующих возникновению пожаров и гибели людей от них, а также усилению координирующего воздействия на такую работу со стороны подразделений МЧС.

Фото: Генеральная прокуратура

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события