Генеральная прокуратура на защите имущественных прав граждан при оказании финансовых услуг

С ноября 2020 года в Генеральную прокуратуру начали поступать многочисленные обращения граждан по вопросам, связанным с заключением и исполнением договоров лизинга.

По результатам проверки, проведенной управлением Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, установлена недобросовестная практика, когда коммерческие организации под видом лизинговой деятельности фактически предоставляли займы населению с нарушением требований законодательства.

Так, отдельные субъекты хозяйствования в 2019-2020 годах в нарушение положений Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2019 г. №394 «О предоставлении и привлечении займов» осуществляли деятельность по регулярному предоставлению займов, будучи не включенными Национальным банком в реестр микрофинансовых организаций и не имея соответствующего статуса.

На основании договоров купли-продажи предприятия приобретали у граждан в собственность принадлежавшее им движимое имущество, как правило, мобильные телефоны. Затем по договорам лизинга передавали этим же гражданам данное имущество во временное владение и пользование за вознаграждение, т.е. фактически предоставляли займы.

1.jpg

В подобную деятельность в качестве лизингополучателей вовлечено более двух тысяч граждан, в том числе пенсионеры, люди с низким или средним уровнем дохода, плохой кредитной историей, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.

Многие из них из-за юридической безграмотности не имели полного представления о правовом характере заключаемых договоров, последствиях ненадлежащего исполнения обязательств и размерах начисляемых штрафных санкций.

2.jpg

Например, при получении взаем 150-300 рублей граждане с учетом штрафных санкций при минимальных сроках просрочки должны были вернуть суммы в размере от 1 500 до 4 000 рублей. Прилагаемые к договорам графики погашения задолженности были составлены так, чтобы у лизингодателя в любом случае возникли основания для применения штрафных санкций.

Анализ таких лизинговых договоров и практики их исполнения, в том числе принудительного, показал, что получателей заемных средств вводили в заблуждение через распространение ненадлежащей рекламы и некорректной информации о сути правоотношений и порядке исполнения взятых обязательств, в том числе о сумме, подлежащей погашению в установленный срок.

В результате подобной финансово-хозяйственной деятельности выручка только у трех коммерческих организаций, которые попали в поле зрения Генеральной прокуратуры, составила около 2 млн долларов США.

Формированию практики взимания лизинговыми организациями повышенных штрафных санкций и их неправомерной деятельности способствовало среди прочего недостаточное правовое регулирование.

Нормативные правовые акты, регламентирующие лизинговую деятельность, не содержали положений, ограничивающих размер ответственности лизингополучателей. Это создавало предпосылки для злоупотребления лизингодателем своим правом на установление неограниченных размеров штрафных санкций для лизингополучателей.

В целях недопущения противоправной деятельности недобросовестных лизинговых организаций и защиты правового положения граждан как получателей финансовых услуг Генеральный прокурор Республики Беларусь в январе текущего года направил информацию Председателю Правления Национального банка Республики Беларусь об инициировании корректировки законодательства.

Предложения Генеральной прокуратуры нашли свое отражение в Указе Президента Республики Беларусь от 25 мая 2021 г. №196 «О сервисах онлайн-заимствования и лизинговой деятельности», которым внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2014 г. №99 «О вопросах регулирования лизинговой деятельности», – он вступает в силу с 29 ноября 2021 года.

Указом в целях недопущения увеличения долговой нагрузки и существенного ухудшения финансового состояния граждан, недопущения недобросовестной практики заключения договоров лизинга ограничиваются максимальный размер переплаты по сделке лизинга (превышения суммы уплачиваемых лизингополучателем лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга над стоимостью предмета лизинга), а также максимальный размер неустойки (штрафа, пени) по договору финансовой аренды (лизинга), взимаемой с лизингополучателей.

В защиту имущественных прав граждан, связанных с заключением и исполнением договоров лизинга, прокуроры на сегодня заявили в суды республики 9 исков о признании сделок, заключенных с отдельными лизинговыми компаниями, недействительными, по результатам рассмотрения которых 7 удовлетворено, по 2 принят отказ от иска в связи с примирением сторон.

По делам указанной категории прокуроры уже принесли 1 апелляционный и 5 надзорных протестов на судебные решения, которые суд также удовлетворил.

Работа по защите прав граждан будет продолжена.

Кроме того, в отношении учредителей этих субъектов хозяйствования Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.2 ст.243 Уголовного кодекса Республики Беларусь об уклонении от уплаты налогов за 2020 год на общую сумму 1,7 млн рублей.

Комментарий официального представителя Генпрокуратуры о выявленных нарушениях в деятельности лизинговых компаний


Фото: Генеральная прокуратура


Управление взаимодействия со СМИ и редакционной деятельности Генпрокуратуры


Другие новости


Основные события