Прокуратура Могилевской области потребовала устранить нарушения в сфере охраны историко-культурного наследия в Мстиславском районе

Мстиславский район – один из наиболее насыщенных историко-культурными ценностями (далее – ИКЦ) регионов Могилевской области. 

В соответствии с Государственным списком историко-культурных ценностей Республики Беларусь (далее – Государственный список) на территории Мстиславского района расположено 79 недвижимых материальных ИКЦ, из них 22 – памятники архитектуры, 56 – памятники археологии, 1 – памятник истории.  

Как показала проверка прокуратуры, проекты зон охраны недвижимых материальных ИКЦ отсутствовали по 61 объекту, или в 77% от общего количества. Разработан только объединенный проект по историческому центру г.Мстиславля, в который включены 18 ИКЦ.  

Справочно. На основании ст.105 Кодекса о культуре (далее – Кодекс) границы территорий недвижимых историко-культурных ценностей, зон их охраны, режимы содержания и использования указанных зон определяются проектом, утверждаемым Министерством культуры. 

Определение зон охраны ИКЦ, а с ним и ограничение деструктивного влияния в отношении недвижимых материальных объектов с исторической и культурной значимостью – гарантия их сохранения. 

При этом зона охраны ИКЦ в историческом центре г.Мстиславля нанесена на детальный план центральной части города с проектом регенерации исторической зоны, однако в земельно-информационной системе такая территория не была отображена.

Установлено, что в градостроительной и землеустроительной документации учтены не все памятники археологии Мстиславского района – там указан только объект «Замкавая гара». А поскольку на памятники археологии не разрабатывались проекты зон охраны ИКЦ, в земельно-информационной системе не содержались сведения об ограничениях по хозяйственной и иной деятельности. 

Примечательно, что памятники археологии были отмечены в планах землепользования, представленных прокуратуре в отделе землеустройства райисполкома, но отсутствовали в соответствующих планах предприятий агропромышленного комплекса.

Земельные участки, на которых расположены данные объекты, не переведены в категорию земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения. Их юридическое отнесение к пахотным или луговым землям, не закрепленное к тому же в градостроительной и землеустроительной документации, могло привести к уничтожению объектов ИКЦ в результате сельскохозяйственной деятельности.    

Справочно. Согласно ст.100 Кодекса после придания объекту статуса ИКЦ на него составляется по установленной Минкультом форме паспорт, в котором должны указываться полные научные и фактические сведения о материальной историко-культурной ценности.   

Паспорта материальной ИКЦ составлены на 19 из 79 объектов, или для 24% объектов от их общего количества. Это значит, что с момента включения памятников археологии на территории Мстиславского района в Государственный список в 2010 году паспорта на них практически не разрабатывались.   

Справочно. В соответствии со ст.104 Кодекса на недвижимой материальной ИКЦ устанавливается охранная доска, на которой размещаются информация о принадлежности объекта к историко-культурному наследию, название и датирование объекта согласно Государственному списку, указание на ответственность за причинение вреда или его уничтожение.

Как выяснилось в ходе прокурорской проверки, владельцы земельных участков, на территории которых расположены памятники археологии, в 55 случаях не выполнили обязанность по установке охранных досок. К слову, такая доска установлена только на объекте «Замкавая гара».    

Памятник архитектуры «Паравы млын», приобретенный в 2007 году ИЧПУП «Рос-Модерн» по договору купли-продажи, не использовался предприятием в целях предпринимательской деятельности, как это определялось в договоре, а находился в технически неисправном и антисанитарном состоянии. До настоящего времени Мстиславский райисполком не принял мер к изъятию названной ИКЦ и привлечению виновного к ответственности.   

В нарушение профильного нормативного акта Главы государства в районе не рассмотрен вопрос учета в качестве плательщиков в фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства субъектов хозяйствования, которые своей предпринимательской деятельностью оказывают непосредственное воздействие на объединенную зону охраны ИКЦ исторического центра г.Мстиславля.    

Например, в такой список не включен магазин кондитерских изделий «Спартак», расположенный в пристройке к зданию «Былога дома ліхвяра В.Віленкіна, пачатак ХХ стагоддзя», иные объекты розничной торговли и бытового обслуживания, которые наладили работу в указанной зоне. 

Отдельные материальные недвижимые ИКЦ пришли в аварийное состояние и требуют выработки возможных перспектив их использования, среди которых – «Былы калегіум езуітаў – касцёл, кляштарны корпус з сюжэтнымі роспісамі ў інтэр’еры келляў і трапезнай», «Царква, аг.Сялец (Ануфрыева), ХVIII стагоддзе», «Успенскі сабор, в.Пустынкі».

В последние годы резко ухудшилось техническое состояние здания Бывшего коллегиума иезуитов, вследствие чего обрушились участок стены и колонны, другие конструктивные элементы. Это строение не использовалось с 70-х годов XX века, однако пристальное внимание на его техническое состояние местные власти обратили только после обрушения конструкций в декабре 2017 года.   

Проведение противоаварийных и ремонтно-восстановительных работ требуется также Успенскому собору, на парапетах которого проросли деревья не менее 1 м высотой.   

Ко времени прокурорской проверки оставался свободным доступ к неиспользуемому объекту «Будынак былой вайсковай установы» и аварийным капитальным строениям вблизи «Царквы, аг.Сялец (Ануфрыева), ХVIII стагоддзе».    

Принятые Мстиславским райисполкомом решения в части исполнения законодательства об охране историко-культурного наследия по большинству позиций – установка охранных досок, разработка проектов зон охраны ИКЦ, составление паспортов и другие – не выполнены. 

Результаты проверки позволили прокуратуре сделать вывод о недостаточном влиянии местных исполнительных и распорядительных органов на процесс сохранения историко-культурного наследия Мстиславского района. Как итог – прокуратура Могилевской области внесла представление председателю Мстиславского райисполкома, инициировала привлечение виновных к административной ответственности. 

К настоящему времени выработаны мероприятия по устранению нарушений, начат административный процесс в отношении 15 должностных лиц, к дисциплинарной ответственности привлечены заместитель председателя Мстиславского райисполкома и начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи.   

Работа по надзору в сфере охраны историко-культурного наследия будет продолжена.

Фото: прокуратура Могилевской области

Служба информации
прокуратуры Могилевской области


Другие новости


Основные события