Расследование уголовного дела о геноциде: Генеральный прокурор Андрей Швед встретился со студентами и преподавателями Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Генеральный прокурор Республики Беларусь Андрей Швед в ходе встречи с профессорско-преподавательским составом и студентами Академии управления при Президенте Республики Беларусь (далее – Академия) рассказал о ходе расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и связи времен.

Приветствуя аудиторию, Андрей Швед пояснил, почему тема героической борьбы белорусского народа с оккупантами в годы войны стала актуальной именной сейчас. Вспомнил о событиях 2020 года, когда страна вновь столкнулась с проявлениями экстремизма под нацистской символикой.



«Вы должны понимать, с кем мы сегодня имеем дело. Анализ материалов уголовных дел показал, что боевым ядром тех, кто вышел на улицу и начал совершать насильственные действия в отношении сотрудников правоохранительных органов, оказались неонацисты. Крайне неприятным открытием был тот факт, что основная часть этих неонацистов – это белорусы. Картина выглядела следующим образом: как минимум 10 лет значительная часть молодых парней и девушек не только были носителям нацистской идеологии, но и прошли обучение в лагерях на территории Прибалтики и Украины. Нацизм, который был в годы войны, и тот, который имеем сейчас в XXI веке, – это в принципе одно и то же. Формы, методы, идеология, цели – все одно и то же. Вот какое истинное лицо тех, кто пошел свергать законную власть в 2020 году», – подчеркнул Генеральный прокурор.

Переходя к настоящему времени, Генеральный прокурор упомянул недостатки воспитательной работы в школе. Привел сведения из материалов дел, согласно которым сторонникам неонацизма рассказы учителей о подвиге белорусского народа были «неинтересны», тогда как идеи нацизма нравились. На вопрос почему они отвечали, что там «красивая форма, правильные идеи и самое главное – нет никаких моральных обязательств».

Возвращаясь к теме расследования уголовного дела о геноциде, руководитель надзорного ведомства рассказал о новых фактах уничтожения мирного населения, деталях проводившихся массовых карательных операций. Отметил, что стандартным сценарием, взятым на вооружение нацистскими военными преступниками и их пособниками, стало уничтожение деревень вместе с жителями в рамках так называемых «усмирительных» акций.

Справочно. В ходе расследования уголовного дела членами следственной группы Генпрокуратуры допрошено около 17 тысяч человек, в том числе более 7,5 тысячи бывших узников концлагерей и депортированных для принудительного выполнения работ.

Доподлинно установлено, что нацистами и их пособниками сожжено свыше 11,6 тысяч сел и деревень, из них более 2,4 тысячи установлено в ходе предварительного расследования.

Проведено свыше 450 осмотров участков местности предполагаемых мест уничтожения и захоронений мирного населения, раскопки почти в 40 местах.

Проинформировал о том, что массовое истребление мирных людей было поставлено на поток и велось варварскими методами и средствами: применялись расстрелы и виселицы, газовые камеры и сжигание, голод и распространение эпидемий. Это должно было навести страх, подавить попытки сопротивления оккупационному режиму.



Андрей Швед привел примеры уничтожения мирного населения, которые ранее не были известны широкой общественности: «Нацисты прямой наводкой из артиллерийских орудий расстреливали населенные пункты, где находились только мирные граждане, а потом заходили туда на танках и добивали выживших. В Витебской области, в частности, фашисты сбросили с самолетов отравляющие вещества на 16 населенных пунктов с мирными жителями, то есть просто травили людей газами».

Генеральный прокурор еще раз напомнил о том, что уничтожение белорусского населения было тщательно и заранее спланировано: «Сейчас мы получаем оригиналы архивных немецких документов. Нацисты уже в 1940 году создали карательные подразделения для истребления славянского и других категорий населения. В этом же году была создана первая карательная группа из украинских националистов, которая прошла подготовку на территории Германии. То есть за год до нападения была создана не только правовая база для нашего тотального уничтожения, но и подготовлены инструменты для реализации этих преступных замыслов».

Говоря о международном сотрудничестве при расследовании уголовного дела о геноциде, руководитель надзорного ведомства назвал продуктивным взаимодействие со странами Латинской Америки: «Генеральная прокуратура Бразилии в ответ на наши ходатайства о правовой помощи запрашивает у нас данные и документы в отношении нацистских карателей, уточняет их конкретную роль в совершении преступлений. Это уже неплохо. К слову, некоторые эсэсовцы занимали там должности уровня заместителя министра. Коллеги из Аргентины запросили у нас сведения по 9 лицам, подтверждающие их личную роль  в совершении преступлений, – мы такие данные, конечно, им представим».

Андрей Швед ориентировал аудиторию на важность использовать все доступные средства и методы в информационной работе, которые понятны и воспринимаются людьми, особенно молодежью.

Генеральный прокурор также ответил на вопросы из аудитории.

В частности, отвечая на вопрос о социальном портрете неонациста, Андрей Швед констатировал, что значительная часть таких людей воевали не на стороне Советского Союза. Привел показания из уголовных дел, согласно которым родные и близкие данной категории граждан возвращались из мест лишения свободы и дальше культивировали, обсуждали нацистскую базу в семьях, «в школе слушали одно, а дома – другое».




Преподаватели и студенты Академии поблагодарили Андрея Шведа за выступление, отметили огромную работу и вклад ведомства в восстановление исторической справедливости и сохранение исторической правды.

В рамках мероприятия Генеральный прокурор пообщался с представителями средств массовой информации.


Фото: Генеральная прокуратура, Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события