Ненормативные правовые акты: критерии оценки и проблемы определения

В Научно-практическом центре проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры (далее – НПЦ) состоялся межведомственный научно-практический семинар по теме «Ненормативные правовые акты: критерии оценки и проблемы определения».

В работе семинара участвовали 40 специалистов государственных органов, занятых в нормотворческой деятельности, а также преподаватели высших учебных заведений.

Открыл семинар Василий Марчук, кандидат юридических наук, доцент, директор НПЦ: «Проблема идентификации ненормативного правового акта в правотворческом процессе существует давно. К нам направляют значительное число проектов правовых актов, которые не подлежат обязательной криминологической экспертизе», ‑ сообщил он.

По информации Василия Марчука, в 2017 году в НПЦ поступило 172 проекта правовых актов, по которым они отказали в криминологической экспертизе. В 90 % случаев отказ был вызван ненормативностью поступивших актов. «То, что в отношении каждого пятого проекта криминологическая экспертиза не проводилась, свидетельствует о проблеме. Это негативно отражается на нормотворческом процессе, приводит к излишним тратам материальных ресурсов на оформление документов, нерациональному использованию рабочего времени государственных служащих», ‑ сказал директор Научно-практического центра Генпрокуратуры. К слову, аналогичный вопрос отмечен в Министерстве юстиции, ответственном за обязательную юридическую экспертизу.

В связи с этим организаторы семинара предложили его участникам обменяться опытом и обсудить критерии разграничения нормативных и ненормативных правовых актов.

Ненормативные правовые акты.jpg

Первый докладчик Вадим Павлов, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права Академии МВД Республики Беларусь, выступил с докладом «Нормативность права и проблемы ее определения в юридической науке и практике».

В своем выступлении он рассказал о вопросах, которые обсуждались при подготовке Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 года «О нормативных правовых актах» (далее – Закон). О том, как вырабатывалось понятие ненормативности правового акта, остановился на его различных видах.

Светлана Чебуранова, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, представила доклад «Понятие и юридическая природа ненормативного правового акта».

Она опиралась на выработанные российской доктриной подходы к отграничению нормативных и ненормативных правовых актов, отметила, какие из них нашли отражение в Законе. Докладчик показала, как спорные ситуации разрешены в теории, на практике и в Законе. Остановилась на смешанных правовых актах с нормативными и ненормативными предписаниями. Это вызвало ряд вопросов и дискуссию участников семинара.

Елена Цалко, начальник управления правового регулирования бюджетно-финансовых отношений и налогообложения Министерства юстиции выступила с докладом «Анализ и обзор практики рассмотрения Министерством юстиции Республики Беларусь проектов ненормативных правовых актов». Она поделилась опытом Министерства юстиции по разграничению правовых актов. Привела конкретные примеры.

Андрей Костеев, заместитель начальника управления обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов Национального центра правовой информации, представил доклад «Технические нормативные правовые акты: обязательная юридическая экспертиза и критерии оценки».

Ольга Топорикова, начальник отдела методологического обеспечения криминологических экспертиз НПЦ, выступила с докладом «Ненормативные правовые акты и криминологическая экспертиза: проблемные вопросы».

Ольга Топорикова подробно остановилась на актах индивидуального характера и разового применения. Она ознакомила участников семинара с наиболее дискуссионными (с точки зрения правовой природы) примерами проектов, которые поступали на криминологическую экспертизу.

Уделила значительное внимание:

  • локальным нормативным правовым актам;
  • правовым актам, связанным с распоряжением государственным имуществом, реализацией инвестиционных проектов, формированием банковской политики;
  • правовым актам двойственной правовой природы.

По итогам семинара его участники отметили актуальность и практическую значимость полученной информации, подчеркнули важность межведомственного сотрудничества для подготовки проектов правовых актов.

01.10.2018