О практике рассмотрения в Минске заявлений и сообщений об умышленном причинении легких телесных повреждений и истязаниях

На заседании коллегии прокуратуры города Минска изучены результаты обобщения практики рассмотрения в столичном регионе заявлений и сообщений об умышленном причинении легких телесных повреждений и истязаниях, а также привлечения лиц за такие деяния к ответственности по ст.153, ст.154 Уголовного кодекса Республики Беларусь и ст.9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП). 

Справочно: в органы внутренних дел Минска за 6 месяцев 2019 года поступило 752 заявления и сообщения об умышленном причинении легких телесных повреждений, повлекших кратковременное расстройство здоровья, 66 – об истязании, из них в сфере семейно-бытовых отношений – 114. 

Прокуроры районов столицы, надзирая за законностью процессуальных решений, отменили 27 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и прекращении проверки, после чего направили материалы для проведения дополнительной проверки. В некоторых случаях с отменой постановлений прокуроры одновременно возбуждали уголовные дела. 

Исходя из защиты прав граждан надзорное ведомство возбуждало уголовные дела частного и частно-публичного обвинения и при отсутствии заявления лица, пострадавшего от преступления, по ч.5 ст.26 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь.  В январе-июне 2019 года по таким основаниям возбуждено 37 уголовных дел, из которых 33 – в сфере семейно-бытовых отношений.

В формате межведомственной рабочей группы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях и правонарушениях в названной сфере прокуратура города Минска изучила 15 материалов, которые районные прокуратуры ранее вернули в территориальные ОВД из-за неполноты проверки или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Поверхностно проведенные по таким заявлениям проверки - препятствие для прокурора использовать в полном объеме предоставленные ему полномочия. 

При изучении материалов и решении вопроса о возбуждении уголовного дела прокуратура города Минска обеспечивала также защиту несовершеннолетних - в июле 2019 года ведомство вынесло 2 предписания о принятии незамедлительных мер к защите прав детей. 

В первом полугодии 2019 года вскрыты проблемные вопросы, касающиеся привлечения к ответственности лиц за административные правонарушения по ст.9.1 КоАП. 

Справочно: за рассматриваемый период зарегистрировано 8 338 заявлений и сообщений о таких правонарушениях, из них 917 совершено на семейно-бытовой почве. К административной ответственности привлечено 4 184 лица.

Как видно, по значительному числу поступивших в органы внутренних дел заявлений и сообщений  приняты решения о прекращении дел об административных правонарушениях, из которых 26 отменены прокурорами на стадии подготовки дела к рассмотрению.

В иных случаях допущенные при ведении административного процесса нарушения не позволили в установленные законом сроки привлечь виновных к ответственности. 

В особом порядке прокуроры изучали дела об административных правонарушениях по ст.9.1 КоАП, прекращенные ввиду отсутствия требования потерпевшего, а также материалы, по которым административный процесс не был начат по тому же основанию. 

Прокуратура города Минска осуществляла взаимодействие с ГУВД Минского горисполкома по вопросу предупреждения правонарушений против жизни и здоровья граждан. Органы внутренних дел  направляли ходатайства  непосредственно в прокуратуры районов о начале административного процесса по ст.9.1 КоАП в порядке, предусмотренном ст.9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

Справочно. Административный процесс по ст.9.1 КоАП, начатый прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом органа внутренних дел, как это предусмотрено ст.9.4 ПИКоАП, не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Так, в органы прокуратуры города Минска за 6 месяцев 2019 года поступило 89 указанных выше ходатайств, из которых 54 удовлетворены, виновные лица привлечены к ответственности. 

По результатам заседания коллегия приняла решение, цель которого - усовершенствовать работу прокуратуры и субъектов профилактики преступлений и правонарушений против жизни и здоровья граждан. 

Для повышения качества проверок органов дознания в отношении тех, кто совершил противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений, прокуратура города Минска планирует разработать методические рекомендации. 

Для устранения уже выявленных нарушений в ГУВД Минского горисполкома готовится представление.

Фото: прокуратура города Минска

Служба информации
прокуратуры города Минска


Другие новости


Основные события