В своем выступлении перед депутатами глава надзорного ведомства подчеркнул, что борьба с коррупцией в стране – один из важнейших приоритетов политики белорусского государства.
«В Беларуси постоянно снижается число зарегистрированных уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем факты коррупции за последние пять лет участились. С одной стороны – это результат работы правоохранительных органов по их выявлению и пресечению, с другой – явные недостатки в предупредительной деятельности государственных органов и организаций» – констатировал Александр Конюк.
Генпрокурор проинформировал депутатов о том, что в 2018 году в сравнении с 2017 годом на треть – до 2 тысяч – увеличилось число учтенных коррупционных преступлений, к ответственности привлекается около 1 тысячи должностных лиц.
«Установлен материальный ущерб в сумме более 22 млн рублей, из которых возмещено 11,9 млн рублей. На имущество обвиняемых и иных лиц стоимостью свыше 30 млн рублей наложен арест, что позволит обеспечить возмещение ущерба», – заверил он.
Важной профилактической мерой в противодействии коррупции назван Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 10 мая 2019 года «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией (далее – Декрет).
«Под действие документа подпадают лица, осужденные за совершение преступлений против интересов службы, а также осужденные за совершение преступлений, сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Осужденные за такие преступления теперь не смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение или замену назначенного судом наказания на более мягкое, – пояснил Александр Конюк. – Считаю изданный Главой государства Декрет своевременным и способным оказать позитивное влияние на предупреждение коррупционных проявлений».
Составы коррупционных преступлений согласно Декрету:
Отвечая на вопрос о мерах нормативного характера для усиления борьбы с коррупцией, Генеральный прокурор рассказал о подготовке и направлении Главе государства проекта Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией».
Вот его основные предложения.
Для дальнейшего совершенствования системы мер борьбы с коррупцией Александр Конюк предложил также изучить ряд смежных вопросов:
Отвечая на вопрос о причинах коррупционного поведения должностных лиц, Генеральный прокурор наряду с субъективным фактором, неспособностью отдельных чиновников устоять перед искушением обогащения, назвал и причины организационного характера: «Прокурорские проверки показали недостатки в организации работы по противодействию коррупции в системе государственных и иных органов. Порой руководители и должностные лица не знали норм антикоррупционного законодательства. А в результате у них низкая требовательность к подчиненным сотрудникам по его соблюдению, ‑ пояснил Александр Конюк. ‑ Работа кадровых, юридических и иных служб, цель которых – соблюдение ограничений, специальных требований финансового контроля в отношении государственных должностных лиц, велась ненадлежащим образом. При этом деятельность созданных антикоррупционных комиссий часто не была налажена должным образом. Конечно, имели место и кадровые просчеты, когда на руководящие должности назначались лица с низким уровнем правосознания и нравственности, недостаточными профессиональными качествами».
Фото: house.gov.by
Отдел информации
Генеральной прокуратуры