Практические рекомендации НПЦ для субъектов хозяйствования

Научно-практический центр

проблем укрепления законности и правопорядка

Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ И ИСПОЛНЕНИИ

ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ

 

Минск, 2016 г.


Успешное функционирование и поступательное развитие государства, эффективная реализация социальных программ, обеспечение общественной безопасности, защита прав и свобод граждан напрямую связаны с состоянием экономики, которая составляет основу любого государства.

При осуществлении внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельности субъекты хозяйствования Республики Беларусь зачастую сталкиваются с рядом проблем различной природы: сложность правого регулирования внешнеэкономической деятельности, особый порядок разрешения споров, взыскание дебиторской задолженности и др.

Любые хозяйственные правоотношения содержат в себе риски неисполнения обязательств. Так, безобидная задержка платежа в некоторых случаях может привести к потерям в управлении финансами, свертыванию инвестиционных программ, необходимости привлекать заемные средства и  другим более серьезным последствиям. Дебиторская задолженность относится к  высоколиквидным активам организации, обладающим повышенным риском. Большой объем просроченной и безнадежной дебиторской задолженности существенно увеличивает затраты на обслуживание заемного капитала, повышает издержки организации, т.е. отрицательно сказывается на  финансовой устойчивости, повышает риск финансовых потерь.

Важным элементом снижения рисков при осуществлении внешнеторговой деятельности является проверка правового и экономического статуса потенциального иностранного партнера, оценка его финансовой состоятельности. Но при этом еще на стадии выбора зарубежного партнера часто возникает проблема получения достоверной и  объективной информации о нем. Получение упреждающей информации о  реальном статусе контрагента, его уровне платежеспособности, финансовом состоянии крайне важно и способно предотвратить возникновение многих проблем, как со своевременной оплатой поставленного товара, так и с дебиторской задолженностью.

Для осуществления эффективной хозяйственной деятельности, минимизации возможных рисков при заключении и исполнении внешнеторговых договоров, в том числе рисков, связанных с дебиторской задолженностью, субъектам хозяйствования необходимо учитывать особенности: 1) преддоговорной работы, проверки контрагента; 2) заключения внешнеторговых договоров; 3) исполнения внешнеторговых договоров и порядка расчетов; 4) договорной дисциплины, порядка ведения договорной и претензионно-исковой работы, а также руководствоваться следующими рекомендациями.

1. Преддоговорная работа, проверка контрагента:

1.1. Просчитывать и оценивать риски неисполнения договора до  момента его заключения; принимать все возможные экономические, правовые, организационно-управленческие меры для проведения надлежащей профилактики риска неисполнения обязательств до заключения договора.

1.2. Осуществлять проверку платежеспособности и репутации контрагента (выяснение истории, продолжительности работы контрагента и  полномочий руководителя) до заключения договора с целью снижения рисков заключения договоров с недобросовестными контрагентами и рисков образования просроченной дебиторской задолженности.

При этом необходимо выяснять и анализировать:

– регистрационные данные и реквизиты юридического лица, учредительные документы (полное наименование юридического лица, включая организационно-правовую форму, дату регистрации юридического лица);

– местонахождение юридического лица: юридический и фактический адрес, местонахождение представительств и филиалов (география деятельности юридического лица);

– сведения о наличии адреса регистрации юридического лица в перечне адресов, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адресов массовой регистрации);

– сведения о регистрации иных юридических лиц по данному адресу;

– размер уставного фонда (капитала) юридического лица;

– сведения об активах юридического лица;

– сведения о государственной регистрации, содержание и дата государственной регистрации последних изменений, вносимых в  учредительные документы юридического лица;

– сведения о постановке на учет в налоговом органе;

– выписку из Единого государственного регистра юридических лиц (ЕГРЮЛ);

– виды деятельности юридического лица (для резидента Российской Федерации с расшифровкой по кодам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД);

– фактические виды деятельности юридического лица;

– сведения о лицензиях юридического лица и необходимых разрешениях;

– контактные данные юридического лица (адреса, телефоны, факсы, электронная почта), в том числе на предмет использования иными организациями;

– сведения об органах управления, руководителях и учредителях юридического лица, главном бухгалтере (образец подписи руководителя юридического лица, фотографии руководителей и учредителей юридического лица; возможное ограничение полномочий руководителя организации законом или учредительными документами);

– сведения о присутствии руководителя в списке дисквалифицированных лиц;

– структура юридического лица; сведения о численности сотрудников;

– сведения о наличии государственных контрактов;

– сведения об участии предполагаемого контрагента в судебных процессах, предъявленные к нему иски, копии решений арбитражных судов с участием юридического лица;

– сведения об имевшихся и имеющихся исполнительных производствах в отношении юридического лица;

– сведения о проверке юридического лица на наличие в списках недобросовестных поставщиков и «черных» списках, иные сведения о  деловой репутации юридического лица;

– сведения о предстоящих плановых проверках деятельности юридического лица правоохранительными и контролирующими органами;

– сведения об основных контрагентах и партнерах юридического лица;

– аффилированные лица (физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность);

– сведения о наличии дочерних организаций, филиалов или представительств;

– сведения об имуществе;

– сведения о внешнеэкономической деятельности юридического лица;

– данные о бухгалтерской отчетности (балансы, отчеты о прибылях и  убытках), сведения о счетах юридического лица;

– сведения о финансовых показателей компании на основе данных бухгалтерской отчетности (ликвидность, финансовая устойчивость, показатели оборачиваемости, рентабельность);

– сведения о дебиторах и кредиторах юридического лица, положение и  доля юридического лица на рынке;

 – полномочия представителя предполагаемого контрагента на  подписание договора (дата выдачи доверенности и срок ее действия, наличие подписи руководителя организации и печати, объем полномочий по  доверенности);

– сведения о сайте компании и регистрационные данные домена; история изменения сайта компании;

– обзор освещения средствами массовой информации деятельности юридического лица;

– отзывы поставщиков.

Обращаем внимание!

Наличие информации о том, что к контрагенту предъявлялось большое количество исков о взыскании долга свидетельствует, о высоких рисках сотрудничества с таким контрагентом, так как обычно организации обращаются в суд лишь в крайнем случае, когда другие методы не позволяют вернуть долг.

При наличии у организации на балансе имущества, в случае взыскания долга в судебном порядке, возникает возможность обратить взыскание на такое имущество (если только к этому моменту оно не будет «выведено»).

В случае, когда на момент заключения договора у организации имущества нет, то велики шансы, что судебное решение останется без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества и денежных средств, на которые можно обратить взыскание.

Кроме того, следует учитывать следующие возможные ситуации:

а) у контрагента есть обязательство по договору, которое уменьшит сумму чистых активов организации (либо сделает часть ее активов менее ликвидными) и которое еще не учтено в бухгалтерском учете и не отражено в бухгалтерском балансе на момент проверки промежуточной бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю дату месяца, предшествующего месяцу, в котором предполагается поставка товара контрагенту;

б) контрагент заключит подобный договор после получения товара, но  до исполнения обязательства по оплате товара перед организацией;

в) контрагент направит вырученные от продажи поставленного товара денежные средства на развитие нового вида деятельности.

Обращаем внимание!

Наиболее распространенные риски неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства контрагентом – резидентом Российской Федерации:

– организация не зарегистрирована как юридическое лицо;

– лицо, выдающее себя за представителя организации, неправомерно завладело чужим оригиналом свидетельства о государственной регистрации;

– руководитель организации не имеет право управлять юридическим лицом в связи с дисквалификацией; это же касается членов других органов управления организации, если будет выяснено, что сделка должна быть совершена по решению такого органа;

– руководитель организации привлечен к уголовной ответственности в виде лишения права занимать определенные должности;

– у организации отсутствует лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности;

– организация находится в стадии ликвидации (реорганизации) либо  вообще ликвидирована;

– организация находится в стадии процедуры банкротства;

– организация еще не находится в стадии процедуры банкротства, но в отношении нее подано исковое заявление о признании ее банкротом;

– в отношении организации еще не подан иск о признании ее  банкротом, но ее финансовое состояние позволяет сделать вывод, что  организация обязана либо имеет право обращаться в суд с иском о  признании ее банкротом;

– в отношении организации еще не подан иск о признании ее  банкротом, однако организация находится в такой ситуации, когда иск о  ее банкротстве имеет право подать ее кредитор (кредиторы) либо уполномоченный орган;

– у организации истекает право пользоваться помещением, без  которого она не имеет права осуществлять свою деятельность;

– руководитель либо иной представитель организации не имеет права заключать сделку без соблюдения определенной процедуры, предусмотренной законодательством либо локальным нормативным актом организации и др.

 

Справочно. Информационный ресурс, позволяющий осуществлять проверку контрагентов – резидентов Российской Федерации, Украины, Киргизии и  Казахстана – http://www.spark-interfax.ru (далее – СПАРК).

СПАРК создан «Интерфаксом» в 2004 году и предназначен для проверки контрагентов, управления кредитными и налоговыми рисками, маркетинга, инвестиционного анализа, поиска аффилированности.

Возможности СПАРК:

- поиск компаний (максимально эффективный поиск с возможностью точной идентификации искомого объекта);

- факторы риска (предварительная оценка более 20 факторов риска, позволяющих судить о благонадежности контрагента);

- выборки компаний (функционал подбора списка компаний с учетом пользовательских потребностей с широким спектром поисковых параметров);

- проверка доверенностей (специализированный сервис для проверки реквизитов нотариального документа, оформленного на бланке единого образца);

- негативные списки (дополнительные сигналы о факторах риска в виде вхождения компании в негативные списки);

- заявления компаний в ФНС (своевременная информация о намерении компании или ИП провести реорганизацию или сменить адрес, руководителя, уставный капитал);

- списки и мониторинг изменений (позволяет создавать собственные списки компаний и ИП и получать уведомления при изменении данных);

- экспресс оценка рисков (аналитические показатели, позволяющие провести экспресс-анализ компании и оценить ее благонадежность);

- оперативное обновление (большинство используемых СПАРК источников обновляются ежедневно, некоторые – в режиме реального времени);

- поиск аффилированности (поиск связей между компаниями по  владельцам, телефонам, адресам, историческим данным);

- заложенное имущество компаний (официальная информация о перечне, держателе и залоговом статусе имущества компаний);

- банкротство компаний (оперативные сообщения о предстоящих банкротствах, заявления в ФНС о ликвидации и реорганизации);

- запрос кредитной истории (доступ к кредитной истории физических и юридических лиц);

- выписка из ЕГРЮЛ (безлимитные онлайн-выписки);

- вакансии компаний (позволяет узнавать, чем занимается компания и на сколько она активна на рынке);

- отчеты по компаниям (краткие и полные справки по компаниям: только основные данные или подробный отчет с финансовыми показателями, существенными событиями и другой доступной информацией);

- сообщения СМИ, публичная информация (позитивные/негативные сообщения о компании и ее руководителе, позволяющие оценить репутационные риски);

- арбитражные дела и исполнительные производства (позволяет изучать уже имеющиеся у компании исполнительные производства и судебные разбирательства (с учетом разбивки на типы дел), а также отслеживать факты появления новых арбитражных дел).

 

Иные информационные ресурсы для проверки контрагента – резидента Российской Федерации

№ п/п

Объект проверки

Ресурс

1.

Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств

http://egrul.nalog.ru/

 

2.

Открытые и общедоступные сведения ЕГРН об иностранных организациях

https://service.nalog.ru/io-info.do

 

3.

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации

http://service.nalog.ru/uwsfind.do

4.

Сообщения о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством Российской Федерации

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/vgr/

5.

Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации», о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ

http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/

6.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

http://rnp.fas.gov.ru/

7.

Действительность паспортных данных руководства контрагента

http://services.fms.gov.ru/fms-site-web/info-service.htm?sid=2000

8.

Сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке

http://service.nalog.ru/svl.do

9.

Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица

http://service.nalog.ru/disfind.do

10.

Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года

https://service.nalog.ru/zd.do

 

11.

Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

http://www.fedresurs.ru/

 

12.

Регистрация контрагента по адресу массовой регистрации (адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами)

http://service.nalog.ru/addrfind.do

13.

Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует

http://service.nalog.ru/baddr.do

https://rosreestr.ru/site/

 

14.

Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов(311-П, 365-П)

https://service.nalog.ru/bi.do

 

15.

Сведения о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц

https://service.nalog.ru/mru.do

 

16.

Сведения о наличии подозрительных признаков («массовый» директор, учредитель или адрес регистрации)

https://focus.kontur.ru/

17.

Сведения из банка данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

http://fssprus.ru/iss/ip/

 

18.

Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

https://bankrot.fedresurs.ru/

 

19.

Данные о регистрации, истории и состоянии доменного имени сайта организации

http://whoishistory.ru/

 

 

20.

Данные об участии контрагента в арбитражных судах

http://rad.arbitr.ru/

21.

Информация о дате регистрации, юридическом адресе организации, стоимости активов и другие сведения о резидентах Российской Федерации

www.nalog.ru

www.egrul24.ru

www.valaam-info.ru

www.fedresurs.ru

22.

Сведения о бухгалтерской отчетности организации

http://d.skrin.ru/

http://www.skrin.ru/

 

23.

ЕАЭС. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

https://service.nalog.ru/blr1.do

 

Справочно. Информационные ресурсы для проверки контрагента – резидента Республики Казахстан

№ п/п

Объект проверки

Ресурс

1.

Государственный реестр юридических лиц Казахстана

http://www.egrul.ru/ino_reestry/kazakhstan.html

 

2.

Реестр недобросовестных поставщиков(подрядчиков, исполнителей) в Республики Казахстан участвовавших в процедурах государственных закупок

http://portal.goszakup.gov.kz/portal/index.php/ru/public_careless/index

 

3.

База налогоплательщиков, а также база налогоплательщиков, находящихся в стадии ликвидации

http://kgd.gov.kz/ru/services/taxpayer_search

 

http://kgd.gov.kz/ru/services/taxpayer_seach_liquid

 

4.

Сведения о банкротстве организаций

http://kgd.gov.kz/ru/section/reabilitaciya-i-bankrotstvo

5.

Реестр должников по исполнительным производствам

http://www.adilet.gov.kz/ru

6.

Cписок плательщиков, имеющих задолженность по таможенным платежам, налогам и пеням

http://kgd.gov.kz/ru/content/cpisok-platelshchikov-imeyushchih-zadolzhennost-po-tamozhennym-platezham-nalogam-i-penyam-1

7.

Список налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность

http://kgd.gov.kz/ru/content/spisok-nalogoplatelshchikov-imeyushchih-nalogovuyu-zadolzhennost

 

8.

Сведения о неблагонадежных плательщиках

База включает  списки налогоплательщиков: а) отсутствующих по юридическому адресу ; б)  признанных банкротами; в) признанных бездействующими; г) регистрация которых признана недействительной; д) реорганизованных с нарушением норм Налогового кодекса; е) имеющих налоговую задолженность

http://kgd.gov.kz/ru/services/taxpayer_search_unreliable

 

 

Справочно. Информационные ресурсы для проверки контрагента – резидента Республики Беларусь

№ п/п

Объект проверки

Ресурс

1.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования

http://justbel.info/Liquidation/FindMyRequest

 

2.

Единый государственный реестр сведений о банкротстве

http://bankrot.gov.by

 

3.

Сведения о включении субъекта хозяйствования в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере

http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru

 

4.

Сведения о субъектах хозяйствования, имеющие задолженность перед бюджетом

http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner

 

5.

Поиск сведений из Государственного реестра плательщиков, не составляющих налоговую тайну

http://www.portal.nalog.gov.by/grp/

 

6.

Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), исключенных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием

http://www.portal.nalog.gov.by/grp/

 

7.

Информация о субъектах предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота одежды (швейных изделий, тканей, фурнитуры), у которых выявлены нарушения налогового законодательства

http://www.nalog.gov.by/ru/informaciya-o-subektah-predprinimatelstva/

 

8.

Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Республики Беларусь участвовавших в процедурах государственных закупок

http://www.icetrade.by/articles/view/12

 

Справочно. Сведения о наличии и количестве исполнительных производств, возбужденных в отношении должников, о сумме долга, подлежащей взысканию, об  обременениях в отношении имущества должников, совершенных в рамках исполнительного производства, предоставляются на основании статьи 407 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь органами принудительного исполнения на возмездной основе с уплатой государственной пошлины на основании пункта 3 приложения 16-1 к Налоговому кодексу Республики Беларусь (далее – НК) в размере 3 базовых величин за сведения о каждом должнике.

Для целей проверки сведений о контрагенте могут быть запрошены сведения из Единого государственного регистра юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей на возмездной основе. В соответствии с  пунктом 79 приложения 22 к НК за предоставление информации по каждому субъекту, содержащейся в Едином государственном регистре юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, взимается государственная пошлина в  размере 1 базовой величины за каждый экземпляр выписки.

1.3. До разработки и заключения внешнеторгового договора с  контрагентом необходимо выяснить следующие моменты:

– разрешен ли на (с) территорию(ии) соответствующего государства ввоз (вывоз) товара;

– необходимо ли за этот товар уплачивать экспортную (импортную) таможенную пошлину, если да, то каков ее размер;

– установлены ли на экспортируемый товар предельные минимальные цены;

– нужно ли для ввоза (вывоза) товара иметь лицензию, каким органом выдается лицензия, каков порядок ее получения и сколько будет стоить ее  получение;

– нужно ли получить разрешение у соответствующих органов на вывоз (ввоз) товара;

– необходимо ли получение сертификата качества на товар;

– требуется ли получение фитосанитарного, ветеринарного и других санитарных и экологических сертификатов;

– какие имеются льготы по вывозу (ввозу) товара;

– действуют ли в отношениях между Республикой Беларусь и  государством, к которому принадлежит контрагент, международные договоры, которые устанавливает определенный режим торговли в  отношениях между двумя государствами или группой государств.

2.Заключение договоров

2.1. Соблюдать требования к форме договора.

Форма сделки подчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования права Республики Беларусь. Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из  участников которой является юридическое лицо Республики Беларусь или  гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места заключения сделки в письменной форме (пункты 1, 2 статьи 1116 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК)).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (пункт 2 статьи 404 ГК).

На внешнеторговый договор распространяются также правила о  нотариальном удостоверении или государственной регистрации сделок, предусмотренные статьями 164 и 165 ГК.

2.2. Предусмотреть в договоре существенные условия.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в  подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о  предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК).

Справочно. К наиболее распространенным внешнеторговым договорам относятся: договор поставки, купли-продажи товаров; договор подряда (договор строительного подряда, договор на выполнение проектных и изыскательских работ, договор на переработку давальческого сырья и т.д.); договор на оказание услуг (договор на оказание аудиторских, консультационных, информационных, маркетинговых услуг, услуг по обучению и т.д.); договор на международную перевозку грузов, договор транспортной экспедиции; договор комиссии и др.

В соответствии с подпунктом 1.16.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) внешнеторговый договор[1] должен предусматривать следующие обязательные условия: стоимость товаров (ориентировочная стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры), условия расчета (обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной).

Кроме того, условия расчета должны включать:

– валюту платежа (несколько возможных валют платежа);

– условия пересчета валюты цены договора в валюту платежа (в случае если они не совпадают);

– форму расчета (аккредитив, инкассо, банковский перевод);

– условия по защите получателя платежа от валютных рисков (т.н. валютные оговорки);

– определение стороны, несущей бремя банковских расходов по  оплате;

– прочие условия, касающиеся расчетов по сделке.

Условия расчетов также могут указываться в отдельных приложениях к  договору.

В соответствии с пунктом 24 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, денежные обязательства по валютным операциям между субъектом валютных операций - резидентом и между субъектом валютных операций - нерезидентом могут быть выражены и  исполнены в иностранной валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

Обращаем внимание!

Рядом государственных органов, предприятий и хозяйственных обществ, приняты локальные документы:

- запрещающие отпуск продукции и предоставление отсрочки оплаты товара контрагентам, имеющим просроченную дебиторскую задолженность;

- требующие согласование крупных сделок с дирекцией, либо наблюдательными советами хозяйственных обществ.

 2.3. Кроме условий о предмете договора, условий, которые ГК относит к существенным в зависимости от вида договора (пункт 1 статьи 402 ГК), условий о расчетах, условий о стоимости (подпункт 1.16.4 пункта 1 Указа № 178) во внешнеторговом договоре может быть предусмотрено:

– наименование договора (договор купли-продажи, оказания услуг, выполнения работ и др.), номер договора, место (страна, населенный пункт) и дата заключения;

– полное наименование сторон (с указанием страны регистрации, должности, фамилии, имени, отчества лиц, подписывающих договор, документа, подтверждающего их полномочия на подписание договора);

– наименование поставляемого товара (с определением кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»);

– базисные условия поставки (предусмотренные Международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс);

При применении базисных условий поставок стороны договора вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре (часть вторая пункта 29 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц»);

– качество и комплектность товара; условие об упаковке и маркировке товара;

– порядок приемки товара (выполнения работ, оказания услуг), в том числе требования, которым должен соответствовать товар, требования, согласно которым производится приемка товара по количеству и качеству;

– указание того, за чей счет проводится экспертиза качества товара в случае возникновения разногласий о качестве товара;

– порядок гарантийного обслуживания;

– меры по обеспечению исполнения обязательств (неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, гарантия, банковская гарантия, задаток, факторинг, страхование (устанавливаются условия страхования: что подлежит страхованию, от каких рисков, кто страхует, в чью пользу производится страхование), аккредитив и др.).

– досудебный порядок разрешения споров (переговоры, направление претензий), срок и порядок направления и рассмотрения претензий;

– ответственность сторон (устанавливается размер пеней, штрафов за  несвоевременную или некачественную поставку товара, за  несвоевременную оплату товара, за осуществление несвоевременной замены неисправного (бракованного) товара, за осуществление несвоевременного гарантийного обслуживания, а также ответственность сторон за убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору).

Обращаем внимание!

Нередко в договорах не предусматриваются штрафные санкции за  нарушение сроков оплаты товара, стороны хотя и указывают размер неустойки, но допускают ошибки в формулировках. Например, если по  договору пеня составляет 0,15%, это означает, что стороны не  согласовали размера штрафных санкций, поскольку не указали, как и за какой период он будет рассчитываться.

Необходимо четко формулировать условия расчета и  предусматривать разумный размер штрафных санкций, к примеру, 0,15% от стоимости не оплаченного в срок товара за каждый день просрочки.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки в случаях, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 311 ГК)

– форс-мажор (перечисляются конкретные обстоятельства, освобождающие их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора);

– применимое право (оговорка о применимом праве);

Стороны договора могут при заключении договора или в последующем избрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к  их правам и обязанностям по этому договору, если это не противоречит законодательству. Соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть явно выражено или должно прямо вытекать из условий договора и обстоятельств дела, рассматриваемых в их совокупности. Стороны договора могут избрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей (статья 1124 ГК).

– компетентные судебные органы в качестве органов по разрешению споров по заключаемому договору (арбитражная оговорка);

Споры по внешнеторговым договорам могут рассматривать: государственные суды (например, экономические суды Республики Беларусь, арбитражные суды Российской Федерации); негосударственные арбитражные суды (например, Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате).

Обращаем внимание!

В силу ст. 66 ХПК Республики Беларусь прокурор при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции вправе предъявить в суд, рассматривающий экономические дела, иск (заявление) в  целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.

В соответствии со ст. 237 ХПК Республики Беларусь, если стороны, хотя бы одна из которых является иностранным лицом, заключили соглашение, в котором определено, что суд, рассматривающий экономические дела, в Республике Беларусь обладает компетенцией по  рассмотрению возникшего или могущего возникнуть спора, связанного с  осуществлением ими предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, суд, рассматривающий экономические дела, в Республике Беларусь будет обладать исключительной компетенцией по  рассмотрению данного спора при условии, что такое соглашение не изменяет исключительной компетенции иностранного суда.

Таким образом, наличие письменного пророгационного соглашения участников внешнеторговой сделки о передаче спора, связанного с  осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в суд Республики Беларусь, рассматривающий экономические дела, предоставляет прокурорам полномочия на предъявление исков о взыскании задолженности в интересах белорусских субъектов хозяйствования в суды Республики Беларусь, рассматривающие экономические дела, а также позволяет белорусским субъектам хозяйствования не изыскивать средства на уплату государственной пошлины.

– иные условия (порядок внесения изменений и дополнений, порядок расторжения, возможность заключения договора путем обмена документами, посредством факсимильной связи, дата вступления договора в силу и срок его действия, вопросы уведомления сторон).

Необходимо учитывать, что международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь, также могут быть предусмотрены условия договоров, заключаемых сторонами – резидентами различных государств.

Обращаем внимание!

В соответствии с пунктом 3 статьи 391 ГК условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.

Рекомендуется при заключении договора включить в его текст условие, согласно которому будет установлена обязанность уведомления другой стороны о смене местонахождения в установленный срок.

Пример. «При изменении места нахождения Сторона договора обязана в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения уведомить об этом другую Сторону в письменной форме».

Указанная норма в договоре позволит субъекту своевременно узнать об изменении места нахождения контрагента, в том числе для целей исполнения обязательств по договору, а также на случай направления претензии, если претензионный порядок урегулирования спора является обязательным. Направление претензии по надлежащему месту нахождения должника является условием соблюдения претензионного порядка.

– юридические адреса, банковские реквизиты (номер расчетного счета, учреждение банка, код банка), отгрузочные реквизиты (для  железнодорожных отправок, для контейнеров, для мелких отправок), подписи сторон.

Кроме того, рекомендуется при заключении договора включать в него раздел, в котором будут перечислены сопроводительные документы (перечень товаросопроводительных документов), которые поставщик обязан передать покупателю вместе с товаром. С каждой партией товара поставщик может предоставлять покупателю такие документы, как:

– спецификация к договору - это документ, являющийся неотъемлемой частью договора на поставку товара, содержащий перечень товара с  указанием цены за единицу товара, количество и общую сумму товара;

– счет-фактура (инвойс), который является основным расчетным документом. Как правило, указанный документ содержит основные сведения о товаре, его цене, поставщике и покупателе, условиях поставки товара;

– накладная (авиагрузовая накладная, автодорожная накладная или  CMR-накладная, железнодорожная накладная, коносамент);

– техническая документация, которая нужна при поставках оборудования и технических потребительских товаров длительного пользования и пр. (паспорт, формуляры и описания изделий, инструкции по  монтажу и эксплуатации, различные схемы, чертежи, ведомости запасных частей, инструмента, приспособлений и др.);

– упаковочный лист - документ, который содержит перечень всех видов и сортов товара, находящихся в каждом товарном месте (ящике, коробке, контейнере), и необходим обычно, когда в одной упаковке содержатся разные по ассортименту товары. Он используется в качестве дополнения к  счету-фактуре, когда отправляется большое количество наименований товаров или когда количество, вес или содержимое каждого индивидуального места различны;

– сертификат качества - документ (свидетельство), удостоверяющий качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям договора. В нем дается характеристика товара либо подтверждается соответствие товара определенным стандартам или техническим условиям заказа. Он выдается соответствующими компетентными организациями, торговыми палатами, специальными лабораториями другими организациями, как в стране экспорта, так и в стране импорта;

– ветеринарные свидетельства (ветеринарные сертификаты), которые выдаются на груз при перевозках животных, продуктов животного происхождения и кормов железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом и передаются отправителю (проводнику, водителю транспортного средства), сопровождающему груз;

– гарантийное обязательство или гарантийное письмо, которое является документом, подтверждающим, что поставленный товар (чаще всего оборудование) соответствует условиям определенного договора;

– инструкция по эксплуатации – документ, в котором излагаются сведения, необходимые для правильной эксплуатации (использования, транспортирования, хранения и технического обслуживания) изделия, установки и поддержания его (ее) в постоянной готовности к действию;

– другие документы.

Для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, таможенное оформление которых в соответствии с законодательством не производится, экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем оформляется статистическая декларация или периодическая статистическая декларация.

Статистическая декларация – декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по каждому факту отгрузки (поставки) товаров, осуществляемой по одной товарно-транспортной накладной в рамках одного внешнеторгового договора, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (абзац 25 подпункта 1.1. пункта 1 Указа № 178).

Периодическая статистическая декларация – декларация, которая представляется в виде электронного документа экспортером (импортером), грузоотправителем или грузополучателем для целей статистического учета экспорта (импорта) товаров, совершение таможенных операций в отношении которых в соответствии с законодательством не производится, по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, общая стоимость которых составляет сумму, эквивалентную 1 000 евро и более, за отчетный месяц в рамках одного внешнеторгового договора, регистрируется в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и является документом валютного контроля внешнеторговых операций (абзац 19 подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 178).

2.4. Регистрация договоров.

По каждому внешнеторговому договору, предусматривающему возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к этому договору составляет 3 000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения (поступления) платежей зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера), в порядке, определенном Инструкцией о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (часть первая подпункта 1.11 пункта 1 Указа № 178).

Справочно. При регистрации сделки на первом листе оригинала или копии внешнеторгового договора проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

При утере внешнеторгового договора с отметкой о регистрации (перерегистрации) сделки банк, осуществлявший ранее по такому договору регистрацию (перерегистрацию) сделки, вправе на основании письменного обращения экспортера (импортера) повторно поставить отметку о регистрации (перерегистрации) сделки на дубликате или копии данного внешнеторгового договора.

Ответственность за идентичность представленного дубликата или копии внешнеторгового договора ранее зарегистрированному внешнеторговому договору возлагается на экспортера (импортера) (пункты 12-14 названной инструкции).

В случаях, когда законодательством предусмотрена необходимость государственной регистрации договора (например, регистрация в Национальном центре интеллектуальной собственности лицензионного договора, договора франчайзинга), стороны должны произвести регистрацию соответствующего договора в уполномоченных государственных органах (статья 910-1 ГК, постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки права требования на объекты промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)»).

2.5. При заключении дополнительных соглашений к внешнеторговому договору, изменяющих его условия, необходимо обращать внимание на то, чтобы условия дополнительного соглашения не противоречили условиям основного договора и законодательству.

Обращаем внимание!

Рядом государственных органов, предприятий и хозяйственных обществ, приняты локальные документы запрещающие принятие решений:

- об изменении условий договора с предусмотренной ранее предоплаты на отсрочку платежа;

- продление сроков оплаты дополнительными соглашениями к основному договору.

3.Исполнение договоров, порядок расчетов

3.1. Соблюдать требование о том, что поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, должно осуществляться только на счета экспортеров (подпункт 1.8 пункта 1 Указа № 178);

Исключение составляют денежные средства:

используемые при расчетах, производимых в соответствии с  международными договорами Республики Беларусь;

направляемые на уплату налогов согласно законодательству иностранного государства;

направленные нерезидентами[2] на оплату расходов экспортеров, связанных со строительными работами за пределами Республики Беларусь в период их выполнения;

полученные от проведения выставок, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий за пределами Республики Беларусь и направленных на оплату расходов по их проведению;

полученные представителями международных перевозчиков (резидентами) от нерезидентов за пределами Республики Беларусь в качестве авансов в счет оплаты расходов по договорам транспортной экспедиции (перевозке грузов) и используемых для этих целей;

направляемые нерезидентом на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом.

причитающиеся экспортерам по внешнеторговым договорам и направленных ими без поступления на их счета на оплату своих обязательств перед банками, в том числе перед банками-нерезидентами (кроме обязательств по уплате комиссионного вознаграждения банку, обслуживающему счет экспортера в Республике Беларусь, и обязательств по  договорам, заключаемым с банками и предусматривающим осуществление банками деятельности для собственных нужд) (подпункт 1.8 пункта 1 Указа № 178);

удерживаемые страховой организацией в виде собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков;

в виде предоставленной нерезиденту финансовой скидки, предусмотренной внешнеторговым договором (подпункт 1.4 пункта 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций»).

3.2. Соблюдать при экспорте порядок расчетов в белорусских рублях по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, установленный подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций», в соответствии с которым:

при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, заключенным резидентами с подчиненными Управлению делами Президента Республики Беларусь организациями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и расположенными на территориях других государств, данные резиденты вправе получить денежные средства от реализации путевок указанных учреждений от государственного учреждения «Центр по санаторно-курортной работе «ЦентрКурорт» Управления делами Президента Республики Беларусь;

при исполнении и прекращении обязательств по внешнеторговым договорам, по условиям которых (с учетом дополнительных соглашений к внешнеторговому договору) в качестве валюты платежа предусмотрен белорусский рубль, резиденты, являющиеся экспортерами, вправе получить денежные средства, причитающиеся им по внешнеторговым договорам, от других резидентов в качестве прекращения нерезидентами обязательств перед данными резидентами.

3.3. Представлять в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором не позднее 7 рабочих дней со дня зачисления на счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг, банку документы (сведения) (перечень документов определен пунктами 7, 8 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля (абзац второй подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа № 178).

3.4. Соблюдать сроки завершения внешнеторговых операций (при экспорте – не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии – не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг; при импорте – не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа) (часть первая подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178). При этом необходимо в  указанные сроки при импорте товаров обеспечить их поступление на  территорию Республики Беларусь (часть вторая подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178).

Исключение составляют:

а) случаи, когда внешнеторговые операции завершается путем:

признания нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) (датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом решения о признании нерезидента экономически несостоятельным (банкротом));

исключения нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации (датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом решения об исключении нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации);

принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) у резидента либо нерезидента товаров в соответствии с законодательством государства, на территории которого произошла конфискация (иное изъятие) товаров (датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о  конфискации (ином изъятии) товаров) (часть 5 подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178);

б) экспорт по договорам, предусматривающим:

поставку произведенной в Республике Беларусь автотракторной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной, лесопромышленной, карьерной, подземной, специальной техники, продукции военного назначения и запасных частей, необходимых для технического обслуживания указанной техники и продукции:

стоимостью свыше ста тысяч евро в эквиваленте за единицу – не позднее 720 календарных дней с даты отгрузки товаров;

стоимостью от тридцати до ста тысяч евро в эквиваленте за единицу – не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров;

стоимостью до тридцати тысяч евро в эквиваленте за единицу – не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров;

поставку произведенных в Республике Беларусь машинокомплектов, моторокомплектов, тракторокомплектов, комбайнокомплектов и иных комплектующих изделий организованным за рубежом совместным предприятиям, сборочным производствам, а также запасных частей субъектам товаропроводящей сети, осуществляющим реализацию и  сервисное обслуживание продукции машиностроения белорусских производителей, – не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров;

поставку произведенных в Республике Беларусь лифтов, лифтового оборудования и запасных частей к ним – не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров;

поставку фармацевтической продукции организациями, осуществляющими производство фармацевтической продукции, – не позднее 365 календарных дней с даты отгрузки товаров;

выполнение проектно-изыскательских и (или) строительных работ (оказание услуг) на территории Боливарианской Республики Венесуэла, – не позднее 365 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг);

выполнение подрядных и (или) строительно-монтажных работ (оказание услуг) на территории иностранных государств организациями, подчиненными Министерству энергетики, а также организациями, входящими в состав государственных производственных объединений, подчиненных указанному Министерству, – не позднее 720 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг) в пределах 10 процентов от общей стоимости договора;

поставку товаров обществу с ограниченной ответственностью «Армяно-белорусский торговый дом «Ар-Бе» (Республика Армения), – не  позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров;

поставку товаров закрытому акционерному обществу «Горизонт-Союз» (Российская Федерация) – не позднее 140 календарных дней со дня отгрузки товаров (подпункт 1.1. пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от  05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и  условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций»);

в) импорт по договорам, предусматривающим:

обеспечение осуществления банками международных межбанковских расчетов с использованием корреспондентских счетов, открытых в банках Республики Беларусь, – не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа;

получение резидентом периодических изданий, – не позднее 365  календарных дней с даты проведения платежа;

обеспечение строительства с участием Государственного генерального резервного фонда Султаната Оман многофункционального комплекса в г. Минске в границах улиц Я.Купалы – М.Богдановича – р. Свислочь и  ввода его в эксплуатацию, – не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа;

приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – облисполкома или Минского горисполкома), товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), период изготовления (выполнения, оказания) которых, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь, – в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию Республики Беларусь и помещения под таможенные процедуры, но не позднее 180 календарных дней с даты проведения платежа;

приобретение резидентом при наличии согласования соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого он находится (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – облисполкома или Минского горисполкома), технологического оборудования, период изготовления которого, указанный во внешнеторговом договоре, превышает сроки, установленные валютным законодательством Республики Беларусь, – в сроки, установленные соответствующими внешнеторговыми договорами, определяемые с учетом сроков изготовления, доставки на территорию Республики Беларусь и  помещения под таможенные процедуры, но не позднее 365 календарных дней с даты проведения платежа (подпункт 1.2. пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций»).

Справочно. Случаи, на которые не распространяется действие части первой подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178, установлены Указами Президента Республики Беларусь от 22.12.2012 № 565, от 01.10.2012 № 449, от 10.04.2014 № 156, от 07.05.2014 № 216, от 18.07.2014 № 357, от 16.01.2014 № 35.

Если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки завершения внешнеторговых операций, то применяются правила таких международных договоров Республики Беларусь (часть четвертая подпункта 1.4 пункта 1 Указа № 178).

3.5. Представлять по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством в отношении этих товаров совершение таможенных операций не производится, в порядке и случаях, установленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров», в центр статистического декларирования для регистрации статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию (абзац третий подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа № 178).

3.6. При реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера) необходимо перерегистрировать сделку (абзац пятый подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа № 178).

Справочно. Перерегистрация сделки осуществляется банком в порядке, аналогичном регистрации сделки, с присвоением нового регистрационного номера.

В случае перерегистрации сделки в связи с переменой лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера) по внешнеторговому договору новый экспортер (импортер) представляет в банк оригинал или копию внешнеторгового договора, оригиналы или копии документов, подтверждающих перемену лица в обязательстве со стороны экспортера (импортера). На первых листах внешнеторгового договора и документов, подтверждающих перемену лица в  обязательстве со стороны экспортера (импортера), проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка.

Для перерегистрации сделки в связи с реорганизацией резидента в банк представляется оригинал или копия внешнеторгового договора, на первых листах которых проставляется оттиск штампа банка, регистрационный номер сделки с заверением его подписью уполномоченного работника банка (пункт 15 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46).

3.7. В случае, если предусмотренный договором срок завершения внешнеторговой операции превышает срок, установленный законодательством, или если в ходе фактической реализации внешнеторговой операции предполагается превышение установленного законодательством либо ранее выданным разрешением срока ее завершения, необходимо обратиться в Национальный банк Республики Беларусь (его главные управления по областям) за получением разрешения на продление сроков завершения внешнеторговых операций в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока завершения данной внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (часть вторая подпункта 1.5 пункта 1 Указа № 178, пункт 5 Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (далее – Инструкция № 52)).

Справочно. Условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены Национальным банком (его главными управлениями по областям) по заявлению резидента:

1) наличие документального подтверждения принятия судебным (арбитражным, третейским) органом искового заявления резидента по факту неисполнения нерезидентом своих обязательств по внешнеторговому договору до истечения ранее продленного Национальным банком срока завершения внешнеторговой операции;

2) завершение предыдущей внешнеторговой операции по соответствующему внешнеторговому договору, на которую получено разрешение Национального банка на продление сроков ее завершения;

3) отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь в области внешнеторговой деятельности в течение двенадцати месяцев, предшествующих дате его обращения в Национальный банк;

4) соблюдение резидентом требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;

5) отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков завершения внешнеторговых операций по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение двенадцати месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Национальный банк.

Обязательность выполнения одного из указанных условий, либо совокупности этих условий определяется Национальным банком в зависимости от характера внешнеторговой операции, специфики деятельности резидента и (или) иных обстоятельств, а в случае, предусмотренном подпунктом 2.5 части первой пункта 2, – при наличии ходатайства соответствующего вышестоящего государственного органа, облисполкома или Минского горисполкома, в подчинении (составе) которого находится резидент (для организаций без ведомственной подчиненности и индивидуальных предпринимателей – облисполкома или Минского горисполкома) (пункт 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об  установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций»).

Кроме того, в случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения, а также при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в  учредительные документы юридического лица, в соответствии с которыми требуется внесение изменений и (или) дополнений в разрешение, вновь созданное юридическое лицо обязано подать в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) заявление с приложением необходимых документов для получения нового разрешения в порядке, установленном Инструкцией № 52. Действие ранее выданных разрешений прекращается со дня государственной регистрации вновь созданного юридического лица, а  при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица – со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В выдаваемом разрешении срок завершения внешнеторговой операции устанавливается с даты прекращения действия ранее выданного разрешения.

В случае изменения наименования юридического лица, фамилии, собственного имени и отчества (если таковое имеется), места жительства индивидуального предпринимателя, получившего разрешение, следует в  течение 15 календарных дней со дня проведения указанных изменений обратиться в главное управление валютного регулирования и валютного контроля (главное управление Национального банка по области) с  заявлением для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в разрешение в порядке, установленном Инструкцией № 52 (пункты 17-18 Инструкции № 52.

В срок не позднее 30 календарных дней со дня завершения в полном объеме внешнеторговой операции, на которую было выдано разрешение, необходимо направить в главное управление валютного регулирования и  валютного контроля либо главное управление Национального банка по области, выдавшее разрешение, сведения о завершении внешнеторговой операции согласно приложению 4 к Инструкции № 52.

В случае одновременного завершения в полном объеме нескольких внешнеторговых операций, на которые были выданы разрешения, в  сведениях о завершении внешнеторговой операции указывается информация обо всех выданных разрешениях (пункт 24 Инструкции № 52).

3.8. В случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) следует уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) (абзац шестой подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа № 178, часть третья пункта 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46).

В случае одновременного завершения в полном объеме нескольких внешнеторговых операций, на которые были выданы разрешения, в  сведениях о завершении внешнеторговой операции указывается информация обо всех выданных разрешениях.

3.9. Указывать в таможенной декларации, а в случае, когда в  соответствии с законодательством совершение таможенных операций не  производится, – в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки (при его наличии) (подпункт 1.16.2 пункта 1 Указа № 178).

 

Справочно. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за:

– превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной суммой полученных денежных средств (статья 11.36);

– превышение сроков проведения внешнеторговых операций (статья 11.37);

– нарушение установленного порядка расчетов в белорусских рублях по экспортным внешнеторговым договорам (статья 11.38);

– распоряжение денежными средствами от экспорта без зачисления на свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги) (статья 11.39);

– перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения (статья 11.40);

– представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки (статья 11.42);

– нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций (статья 11.43);

– нарушение установленного срока представления статистической декларации либо отсутствие такой декларации (статья 11.44);

– нарушение установленного срока аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации (статья 11.45) и др.

Кроме того, предусмотрена уголовная ответственность за нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь (статья 224 УК), невозвращение из-за границы валюты (статья 225 УК), незаконное перемещение товаров через таможенную границу (статья 228-1 УК) и др.

4. Соблюдение договорной дисциплины, ведение договорной и претензионно-исковой работы:

4.1. Закрепить в организации, например, на уровне локального нормативного правового акта, порядок, обеспечивающий:

– своевременное и качественное заключение внешнеторговых договоров;

– комплексный экономико-правовой анализ условий внешнеторговых договоров, предложенных контрагентами;

– подготовку и сроки прохождения документации, связанной с  заключением, исполнением, изменением и расторжением договоров, а  также ее оформление, регистрацию и хранение;

– согласование, визирование договоров структурными подразделениями организации;

– распределение функций между соответствующими структурными подразделениями, должностными лицами и специалистами, ответственными за заключение договоров;

– анализ хода и итогов заключения договоров, разработку мероприятий по обеспечению их исполнения, систематическое изучение особенностей договорных взаимоотношений.

4.2. Осуществлять контроль (назначить ответственных) за соблюдением условий договора после его подписания (отслеживание фактов оплаты, отгрузки, погашения кредита, т.е. контроль исполнения тех обязанностей и сроков, которые заложены в договоре, как со стороны должника, так и кредитора), в том числе контроль за:

– правильностью оформления и комплектности документов, подписываемых в ходе исполнения договора (счета-фактуры, накладные и др.);

– своевременным отражением обязательств контрагентов  (бухгалтерский учет, фиксация первичными документами и пр.);

– платежной дисциплиной;

– поступлением средств на счет организации в сроки, установленные договором, а также просроченными платежами;

– поступающим исполнением на предмет соответствия договору, т.е. верность сумм, идентификация товаров, определение целесообразности возврата исполнения ввиду несоответствия качеству, размеру и пр.

4.3. Осуществлять мониторинг состояния дел контрагента (даже тех, кто пока не просрочил дату платежа и не нарушил иные условия договора). При этом следует обращать внимание на следующие признаки:

– резкий рост кредиторской задолженности без соответствующих изменений других показателей баланса;

– контрагент выступает в качестве ответчика по взысканию крупной задолженности;

– регистрация на собственников бизнеса должника новых компаний с тем же направлением бизнеса, системой налогообложения (и схожим названием);

– заключение сделок, не соответствующих рыночным (может свидетельствовать о выводе активов);

– рост задолженности перед бюджетом, особенно перед пенсионным фондом (организация может быть уже на грани разорения и не платит не только налоги, но и зарплату сотрудникам);

– предоставление ложного баланса (попытка ввести кредиторов в заблуждение о положении компании);

– одновременная смена нескольких руководящих сотрудников (и главного бухгалтера);

– потеря ключевых клиентов (свидетельствует о потере основных источников доходов);

– снижение дебиторской задолженности заемщика без поступления ему денежных средств и имущества (может свидетельствовать о выводе активов);

– потеря ключевых для компании лицензий, квот, субсидий и др. (свидетельствует о потере основных источников доходов);

– подача нескольких исков на торговую сеть поставщиков, ухудшение товарного ассортимента и пр.

В случае обнаружения негативных признаков возможны различные варианты действий, например:

а) работа с контрагентом продолжается в обычном режиме, но параллельно мониторинг состояния его дел ведется все чаще, проводятся дополнительные контрольные мероприятия;

б) дебитора вызывают на переговоры, чтобы выяснить у него причины проблем, по итогам переговоров определяется порядок дальнейшей работы;

в) работа продолжается в прежнем режиме, но у контрагента запрашивается обеспечение исполнения обязательств;

г) пересматриваются условия договоров либо они не продлеваются на новый срок и др.

4.4. Обеспечить постоянную проверку и оценку состояния расчетов, дебиторской и кредиторской задолженностей, включая:

– отслеживание текущей платежеспособности контрагента;

– обеспечение проверок расчетов, подписание актов сверки задолженности;

– плановую оценку дебиторской задолженности: проверка реальности числящихся на балансе предприятий сумм дебиторской задолженности; классификация дебиторской задолженности или классификация должников по видам дебиторской задолженности, по срокам исполнения обязательства, по размерам задолженности, по видам договоров; выявление основных должников, невыплата долга по которым скажется на финансовом состоянии организации;

Справочно. Дебиторская задолженность бывает краткосрочной и долгосрочной. Кроме того, выделяют следующие виды дебиторской задолженности:

– текущая дебиторская задолженность (по которой срок исполнения обязательств по ее погашению еще не наступил);

– просроченная дебиторская задолженность (в том числе по срокам образования);

– сомнительная дебиторская задолженность;

– безнадежная дебиторская задолженность, или невозможная к взысканию, или с истекшим сроком исковой давности.

Для того чтобы охарактеризовать дебиторскую задолженность по классам дебиторов, можно использовать такие критерии, как объем закупок (крупные, средние, мелкие), платежеспособность, добросовестность оплаты, сроки платежа и др.

Обращаем внимание!

Анализ и оценка дебиторской задолженности позволяют значительно усилить контроль над дебиторской задолженностью. Следовательно, будет легче принимать конкретные управленческие решения по устранению проблемных ситуаций, связанных с необоснованным ростом дебиторской задолженности, и увеличением просроченной дебиторской задолженности.

Анализ может включать оценку абсолютных и относительных показателей состояния, структуры и движения дебиторской задолженности. Для этого определяются доли конкретных дебиторов, а также каждого вида дебиторской задолженности (краткосрочной, долгосрочной, просроченной свыше трех месяцев) в общей совокупности долгов, рассматривается динамика изменений каждой составляющей, темп роста остатка и т.п.

Увеличение доли долгосрочной дебиторской задолженности в динамике может привести к снижению уровня платежеспособности организации, уменьшению ликвидности активов.

Превышение темпов роста дебиторской задолженности над темпом увеличения выручки от продаж свидетельствует о снижении уровня управления дебиторской задолженностью, о «замораживании» части выручки, необходимой для финансирования текущей деятельности.

Важна оперативная информация о текущей задолженности, включая период просроченной задолженности, история отношений с клиентом, объем и регулярность осуществляемых им закупок, его доля в структуре доходов и валовой прибыли, количество нарушений условий оплаты в прошлые периоды.

Расчет реальной дебиторской задолженности производится с учетом темпов инфляции и обесценения за время просрочки платежа, периода взыскания, рассчитываются потери от невзыскания и списания.

– определение закономерностей и тенденций погашения задолженности в целях дальнейшего планирования дебиторской задолженности;

– определение структуры и динамики изменения дебиторской и кредиторской задолженностей, наличия просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;

– выяснение причин образования дебиторской и кредиторской задолженностей (не явилась ли дебиторская задолженность следствием незаконного авансирования поставщиков в счет будущих работ и услуг, оплаты бестоварных счетов и перечисления сумм на счета организаций с целью сокрытия остатков средств на расчетном счете и др.);

– обеспечение проверок законности и реальность расчетов с разными дебиторами и кредиторами, осуществление сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.

4.5. Осуществлять контроль исполнения обязательств клиентом и анализ фактического состояния дебиторской задолженности, расчет ключевых показателей эффективности работы с контрагентами, в частности, коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности; проводить плановые проверки финансового состояния должника; обеспечить проверки заложенного имущества на предмет наличия, условий содержания и др.; определять целесообразность изменения условий работы с должником; вести необходимую отчетность, расчет эффективности процедур взыскания.

4.6. Обеспечить наличие документов, подтверждающих исполнение обязательств и проведение операций (счета, акты приемки-сдачи работ, накладные); надлежаще оформлять изменение условий договоров, дополнительных соглашений к договорам (изменяющих существующие пункты договора, аннулирующих пункты действующего договора, дополняющих пункты договора).

4.7. В случае нарушения контрагентами условий договора следует принимать меры по устранению нарушений (прекращение отгрузки, скидок,  письменное напоминание, предупреждение, телефонные переговоры, приостановление отгрузки или оплаты, выставление к расчетному счету должника платежного требования; указывать в напоминании номер и дату договора, общую сумму задолженности, сроки и порядок оплаты, размер штрафных санкций за несвоевременное исполнение принятых на себя контрагентом обязательств и т.д.); обеспечивать сопровождение работы с неисполненными обязательствами по сделкам, общее курирование взыскания долга.

4.8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств по договору проводить претензионно-исковую работу и принимать меры по снижению дебиторской и кредиторской задолженностей, обеспечивать досудебное взыскание задолженности.

Справочно. Обязанности по осуществлению претензионно-исковой работы могут распределяться различными способами. Выбор способа зависит от сложившейся практики, количества поступающих и предъявляемых претензий и др. Как правило, эту работу осуществляют:

а) работники, в компетенцию которых входят спорные вопросы (по спорам, вытекающим из договоров строительного подряда, – главный инженер; по спорам о поставках товаров – руководитель отдела сбыта и т.п.);

б) один работник, на которого данные обязанности возложены трудовым договором (должностной инструкцией), например, юрисконсульт.

При отсутствии юрисконсульта ведение такой работы может быть возложено на бухгалтера (экономиста), экономиста по договорной и претензионной работе или иного специалиста.

Обращаем внимание!

Если в организации нет юрисконсульта, целесообразно возложить обязанности по ведению претензионной работы на одного сотрудника. Сосредоточение претензионной работы «в одних руках» позволит контролировать и соблюдать сроки предъявления претензий и направления ответов на них, вести учет размера предъявленных к организации и организацией требований, их существа и достигать цели ведения претензионной работы – урегулирования споров без обращения в суд.

Рекомендуем:

4.8.1. Разработать локальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок претензионно-исковой работы, утвердить его руководителем организации.

4.8.2. Предусмотреть в локальном нормативном правовом акте:

– должности работников, ответственных за ведение претензионной работы;

– алгоритм работы: при предъявлении претензии; неполучении ответа  на претензию или отклонении предъявленной претензии полностью или в  части; подготовке ответа на поступившую претензию; получении претензии, требования по которой обоснованы;

– порядок работы с документами, полученными специалистом для предъявления претензии, который может включать: изучение (оценку) оснований для предъявления претензии (изучение договора, проверка наличия и оформления документов, которые подтверждают возникновение спора); порядок определения достаточности документов для предъявления требования; проверку или расчет требуемых в претензии сумм; проверку срока исковой давности и т.д.;

– порядок действий специалиста при выявлении недостатков в  документах, полученных для предъявления претензий (например, в акте приемки товаров по количеству и качеству отсутствует подпись члена комиссии, нет в наличии экземпляра договора и т.п.);

– порядок и сроки предоставления работниками организации специалисту копий и (или) выписок из документов, необходимых для предъявления претензий и подготовки ответов на них;

– порядок ежемесячного информирования бухгалтерией руководителей соответствующих отделов, подразделений и служб о состоянии задолженности контрагента на первое число месяца для рассмотрения и  принятия мер к погашению;

– указать, кто производит расчет претензионных требований;

– нормы законодательства о содержании претензии и приложений к  ней, порядок взаимодействия работников при предъявлении претензий;

– сроки передачи претензий специалисту работником, отвечающим за  получение и регистрацию входящих документов;

– порядок действий специалиста по подготовке ответа на претензию, порядок взаимодействия работников при получении претензий и составлении ответов на них, а также срок для оформления ответа на претензию;

– алгоритм, по которому специалист оценивает достаточность материалов для предъявления претензии, а также действия специалиста при получении отказа в удовлетворении претензии или отсутствии ответа на нее;

– необходимость приложить к претензии заверенные копии или выписки из документов, на которые имеются ссылки в тексте претензии;

– перечень лиц (должностей), имеющих право подписывать претензии;

– порядок регистрации претензий и ответов на них;

– порядок и сроки направления претензий и ответов на них (например, заказной корреспонденцией с обратным уведомлением).

4.8.2. Ознакомить с локальным нормативным правовым актом, регулирующим порядок претензионно-исковой работы, специалистов организации, непосредственно отвечающих за ведение претензионно-исковой работы, а также тех, от которых может потребоваться информация при подготовке претензий или ответов на них.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Нормативные правовые акты, регулирующие внешнеэкономическую (внешнеторговую) деятельность:

1. Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980).

2. Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров (заключена в г. Нью-Йорке 14.06.1974).

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014).

4. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации (заключено в г. Москве 17.01.2001).

5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и  Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

6. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (принято в г. Москве 16.08.2012).

7. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 101 «Об утверждении Регламента Суда Евразийского экономического союза» (принято в г.Москве 23.12.2014).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (принято в г.Москве 21.04.2015).

9. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

10. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.

11. Закон Республики Беларусь от 10.01.2014 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

12. Закон Республики Беларусь от 25.11.2004 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

13. Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле».

14. Декрет Президента Республики Беларусь от 13.06.2001 № 16 «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему».

15. Декрет Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах залога имущества».

16. Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций».

17. Указ Президента Республики Беларусь от 17.02.2015 № 69 «Об использовании векселей».

18. Указ Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

19. Указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2007 № 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь».

20. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 716 «О ставках вывозных таможенных пошлин».

21. Указ Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах».

22. Указ Президента Республики Беларусь от 05.04.2016 № 124 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

23. Указ Президента Республики Беларусь от 09.02.2012 № 55 «Об утверждении Положения о свободных складах».

24. Указ Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 № 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)».

25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

26. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров».

27. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 № 1373 «О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

28. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.10.2008 № 1572 «О порядке реэкспорта товаров, происходящих с территории Республики Беларусь, другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1626».

29. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2015 № 524 «О Межведомственном совете по внешнеторговой политике».

30. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 183 «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, классификатора видов поставок товаров, подлежащих учету при осуществлении экспортных операций, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

31. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь».

32. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, знак обслуживания, и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)».

33. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2009 № 898/10 «О дате неденежного прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте».

34. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций».

35. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга».

36. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 31.10.2011 № 21 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц».

37. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 «Об утверждении Правил проведения валютных операций».

38. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций».

39. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля».

40. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций».

41. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров».

42. Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24.12.2010 № 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения и (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары».



[1] Термин «внешнеторговый договор» употребляется в значении, определенном в абзаце втором подпункта 1.1. пункта 1 Указа № 178.


[2] Термины «нерезидент» и «резидент» используются в значении, определенном подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 178.




Основные события