Во исполнение поручения Президента Республики Беларусь Генеральная прокуратура в 2020 году продолжила работу по оптимизации практики применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
Комплекс организационно-практических мер позволил на 20% снизить удельный вес лиц, в отношении которых применена названная мера пресечения, по направленным в суд уголовным делам.
Примечательно, что из числа обвиняемых, в отношении которых дана санкция на заключение под стражу, 54,8 % – ранее судимые; 10,3 % – скрывались от органа уголовного преследования; 5,1 % – иностранные граждане и лица без гражданства; 5 % – не имели определенного места жительства.
Отметим, что из-за отсутствия достаточных оснований прокуроры в прошлом году отказали в даче санкции на заключение под стражу в отношении 315 граждан.
Рассматривая вопрос о даче санкции на заключение под стражу или отказе в ней, прокуроры принимают во внимание не только обстоятельства дела, квалификацию действий обвиняемых (подозреваемых), полноту доказательственной базы, но и сведения о состоянии здоровья, личности обвиняемого (подозреваемого), его семейном положении, в том числе наличие на иждивении несовершеннолетних либо нетрудоспособных членов семьи.
К примеру, подозреваемая в хищении 460 рублей 26-летняя О., будучи обязанной, не являлась по вызову следователя. После вынесения постановления о привлечении О. в качестве обвиняемой и в связи с тем, что ее место нахождения было неизвестно, следователь объявил ее в розыск и обратился к прокурору с ходатайством о даче санкции на заключение под стражу. Основания – обвиняемой инкриминировано преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет, она скрылась от органа уголовного преследования.
Учитывая, что О. ранее не привлекалась к уголовной ответственности, имела на иждивении малолетнего ребенка, прокурор отказал в даче запрошенной санкции. К ней была избрана мера пресечения, не связанная с изоляцией от общества.
Совершенствованию такой практики призваны и вступающие в силу с 14 апреля 2021 года новации Уголовно-процессуального кодекса: установление запрета на заключение под стражу в случае возможности достижения цели уголовного преследования применением более мягкой меры пресечения; введение запрета определенных действий как альтернативной меры пресечения.
Фото: Генпрокуратура Беларуси
Управление взаимодействия со СМИ
и редакционной деятельности
Генеральной прокуратуры