Прокуратура Могилевской области выявила нарушения в сфере вовлечения плодородных пахотных и луговых площадей в сельхозоборот

Органы прокуратуры Могилевской области проверили законность и эффективность использования земель сельскохозяйственного назначения, которые как базовая площадка для развития АПК страны наделены особой природно-экономической ценностью.

В ходе проверки прокуроры выявили факты длительного игнорирования должностными лицами аграрной отрасли базовых требований по вовлечению плодородных пахотных и луговых площадей в сельхозоборот. 

Причины таких нарушений разные: экономические, кадровые, организационные, природно-географические. Но одна из основных - ненадлежащее выполнение работниками своих функциональных обязанностей. 

Установлено, что 55 субъектов АПК в 17 районах области не использовали согласно целям и условиям их предоставления все имевшиеся  земельные участки сельскохозяйственного назначения.  

Присоединение убыточных юридических лиц к рентабельным не всегда позволяло последовательно и рационально включать крупные, но территориально удаленные сельскохозяйственные участки в единый технологический цикл внутренней кооперации.

В результате халатного отношения к планированию работы по высокоэффективному использованию земельных ресурсов и прогнозированию ее результатов предприятия аграрной отрасли не задействовали 108 пахотных участков общей площадью в 2 221 га. 

Закономерным итогом бездействия руководящего аппарата, специалистов агротехнических служб, подразделений механизации, снабжения и иных ответственных лиц сельхозорганизаций, а также постоянной смены кадрового состава и недостатка квалифицированных работников стало обильное зарастание пашни сорной и иной древесно-кустарниковой растительностью. 

По тем же причинам оставлены без ухода не менее значимые для сельского хозяйства луговые земли в Кричевском, Чаусском, Осиповичском, Климовичском районах. Только в ходе этой проверки выявлено 46 участков улучшенных и естественных луговых земель общей площадью  в 1 192 га, в отношении которых не принимали меры к сохранению и повышению плодородия почв. 

Заросли сорной и иной древесно-кустарниковой растительностью сельскохозяйственные земли в Мстиславском, Дрибинском, Славгородском, Бобруйском и Белыничском районах. 

Фактически выбыли из оборота земельные участки в Глусском, Кировском, Чериковском и Кличевском районах. 

Вовсе неиспользуемые сельхозземли прокуратура обнаружила в Быховском, Круглянском и Костюковичском районах. 

Справочно. В соответствии с постановлением Совета Министров от 17 июля 2008 года №1042 зарастание пахотных и улучшенных луговых земель древесно-кустарниковой растительностью и (или) сорняками относится к виду деградации земель и согласно нормам экологического законодательства является основанием для расчета и возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Учетная дисциплина как составная часть производственно-технологической дисциплины позволяет на научной основе чередовать посадку возделываемых культур, соблюсти регламенты их выращивания и в конечном итоге повысить урожайность. Однако во многих районах области не был налажен должным образом документальный учет площадей сельскохозяйственного назначения - ведение книг истории полей, схем севооборотов и др.

А в результате естественного облесения и закустаривания отдельных участков сельхозземель с течением времени  образовались полноценные лесные массивы. 

Только прокурорской проверкой выявлено произрастание леса площадью 417 га на землях анализируемой категории в Чаусском, Глусском и Горецком районах. 

Справочно. Поскольку лесные массивы на землях сельскохозяйственного назначения имеют статус древесно-кустарниковой растительности и не включены в лесной фонд, то на них не распространяется правовой режим охраны и защиты, предусмотренный Лесным кодексом Беларуси. 

Масштабы распространения нарушений по региону, продолжительность, многоаспектность причин их возникновения подтвердили системный характер проблемы вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот. Ее разрешение возможно лишь с использованием комплекса методов воздействия.

По мнению прокуратуры Могилевской области, неотъемлемыми составляющими первоочередного, организационно-правового метода, являются: 

усиление дисциплины, повышение персональной ответственности работников АПК, неукоснительное соблюдение технологических регламентов при возделывании сельхозкультур;

надлежащий учет земельных ресурсов, планирование и прогнозирование их высокоэффективного использования;

качественный государственный контроль за землепользователями со стороны управлений по сельскому хозяйству и продовольствию, отделов землеустройств райисполкомов. 

Органы прокуратуры Могилевской области уже внесли 17 представлений, инициировали начало 33 административных процессов, вынесли 3 предписания.

По результатам проверки председателю Могилевского облисполкома направлена информационная записка, цель которой - выработать системные меры по вовлечению неиспользуемых земель в сельхозоборот, устранить нарушения, а также способствовавшие им причины и условия, привлечь виновных в нарушениях лиц к ответственности.

Фото: прокуратура Могилевской области

Служба информации
прокуратуры Могилевской области


Другие новости


Основные события