Результаты прокурорских проверок рассмотрены на заседании коллегии ведомства под председательством прокурора Могилевской области Александра Чадюка. Основной вопрос мероприятия - устранение нарушений законодательства об обращении с отходами в регионе.
В ходе проверок органы прокуратуры Могилевской области выявили недостатки при функционировании всех - 21 городского и 93 мини-полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Основные из них связаны с ненадлежащим выполнением функций организациями-балансодержателями полигонов, жилищно-коммунальными предприятиями, местными исполнительными и распорядительными органами:
отсутствовала проектная документация на строительство ряда городских полигонов, из-за чего невозможно было достоверно установить их вместимость, контролировать предельную наполняемость, определить срок завершения эксплуатации таких объектов, получить информацию о инженерно-геологической и гидрогеологической характеристиках грунтов, режиме уровня грунтовых вод, прохождении государственной экологической экспертизы;
не разрабатывались специальные проекты локального мониторинга окружающей среды (г.Могилев (большой мощности), г.Горки и г.Чаусы (средних мощностей);
в нарушение законодательства в санитарно-защитной зоне полигонов размещены 22 жилых дома, возделывали кормовые и другие нетехнические культуры, эксплуатировали без приемки, в т.ч. органами санитарного надзора, станцию сортировки (Могилевский район);
незаконно принимали на городские полигоны строительные отходы под видом изолирующего слоя;
не проводили выборочный и постоянный радиационный дозиметрический контроль отходов на мини-полигонах и полигонах малой, средней и большой мощностей;работники коммунальных организаций бездействовали при пересыпке отходов, из-за чего зафиксированы возгорания на полигонах в Могилевском, Хотимском, Мстиславском районах;
не применяли меры к уплотнению и подбуртовке коммунальных отходов;
допускали нарушения при обустройстве ограждений (земляные валы) и водоотводных канав (обводные каналы);
не организовали контрольно-дезинфицирующие зоны с сооружением железобетонной ванны для дезинфекции колес мусоровозов, колодцев для проверки уровня фильтрата;
не соблюдали порядок учета отходов (неисправное весовое оборудование либо отходы вовсе не взвешивали);
не было либо ненадлежащим образом применяли переносные сетчатые ограждения (щиты) для задержания легких фракций.
В ходе проверки прокуроры установили также загрязненные отходами земли, которые прилегали к полигонам в 10 районах Могилевской области.
Органы Минприроды при этом не выносили организациям ЖКХ предписаний о приостановлении (запрете) функционирования таких объектов, которые размещались в водоохранных зонах, работали без защитных сооружений для предотвращения загрязнения окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения.
Природоохранные инспекции часто не "видели" существенные экологические нарушения при размещении объектов захоронения ТКО в водоохранных зонах.
Доведенные задания заготовки вторичного сырья по общему объему и ряду отходов не выполнены, тогда как прокуроры вскрыли неединичные случаи захоронения вторичных материальных ресурсов на полигонах в 12 районах области.
Причины - нераздельный сбор отходов, некачественный контрольно-пропускной режим на полигонах, отсутствие либо недостаточная эффективность станций сортировки отходов (задействованы не в полной мере), неэффективное и трудозатратное ручное извлечение вторичного сырья, ненадлежащий контроль со стороны органов Минприроды, а также в целом отсутствие достаточной экологической культуры у населения и субъектов хозяйствования.
Местные органы власти не во всех случаях своевременно и в инициативном порядке корректировали схемы обращения с коммунальными отходами, а территориальные органы Минприроды не всегда контролировали актуальность сведений в этих схемах.
Нарушения при выдаче разрешений на захоронение отходов обнаружены в 6 контролирующих органах: Могилевском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, Дрибинской, Могилевской, Глусской районных и Могилевской городской инспекциях природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Территориальные органы Минприроды не соблюдали запрет на выдачу разрешений на захоронение отходов, по которым введено в эксплуатацию оборудование для их использования (включены в реестр РУП «БелНИЦЭкология»). При этом прокурорам не были представлены письменные подтверждения от субъектов, которые эксплуатировали такое оборудование, о невозможности принять отходы по их физико-химическим характеристикам. Более того, разрешения на захоронение отходов в ряде случаев выдавались при наличии письменного подтверждения о готовности принять эти отходы для использования либо отказе их принять, но без каких-либо объективных причин и обоснованных аргументов.
Одновременно прокуроры установили нарушения территориальными органами Минприроды административного и процессуально-исполнительного законодательства, связанные с незаконным привлечением к ответственности и непринятием мер по освобождению от нее.
По результатам проверок прокурор Могилевской области Александр Чадюк ориентировал субъектов хозяйствования и компетентные органы на максимальное уменьшение объемов отходов во всех секторах экономики, предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан, наиболее полное вовлечение в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья.
По итогам заседания коллегии прокуратура области приняла организационно-практические решения, цель которых - обеспечить действие закона в сфере обращения с отходами. Взяла их исполнение на контроль. В развитие ситуации внесла представления председателям Могилевского облисполкома и Могилевского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Служба информации
прокуратуры Могилевской области