Генпрокуратура проанализировала применение антикоррупционной нормы о взыскании незаконно полученных средств, имущества, стоимости оказанных услуг

Генеральная прокуратура, изучив практику применения в 2017-2019 годах статьи 40 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон), проинформировала Совет Министров о необходимости принятия дополнительных мер к надлежащему исполнению законодательства. 

Законом установлено, что государственные должностные или приравненные к ним лица не вправе принимать имущество или получать другую выгоду для себя, услуги в связи с исполнением служебных обязанностей. Это ограничение распространяется и на супруга, близких родственников или свойственников, которые совместно проживают и ведут общее хозяйство с такими лицами. Незаконно полученное имущество или стоимость незаконно полученных работ, услуг изымается или взыскивается в доход государства. 

В анализируемый период по результатам прокурорских проверок положения статьи 40 Закона применялись к должностным лицам различных госорганов и организаций более чем в 100 случаях. 

Как итог – 36 лиц перечислили в республиканский бюджет более 18 тыс. рублей, незаконно выплаченных им в виде премий. 

Вопреки запрету, установленному статьей 17 Закона, главные бухгалтеры отдельных сельхозпредприятий и организаций лесного хозяйства выполняли иную оплачиваемую работу, не связанную с трудовыми обязанностями по месту основной работы, – одновременно являлись страховыми агентами. 

При страховании имущества предприятий, в которых работали, они в качестве вознаграждения получали до 20% от суммы страховых взносов.

Помимо привлечения к дисциплинарной ответственности, по требованию прокуроров деньги, выплаченные таким лицам в нарушение антикоррупционного законодательства, перечислены в бюджет. 

С правонарушителей, которые отказались выполнить данную обязанность, взыскание произведено в судебном порядке. 

Или другой пример. Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия одного из райисполкомов дал незаконное указание директору территориального агротехсервиса без заключения договора и внесения оплаты выполнить погрузо-разгрузочные работы и перевозку товарно-материальных ценностей в интересах своей матери.

Оплата работ произведена в ходе проверки по требованию правоохранительных органов. 

Результаты анализа позволили Генпрокуратуре сделать выводы о том, что: 

  • государственные должностные и приравненные к ним лица получали деньги, имущество, в том числе подарки, стоимость выполненных работ, оказанных услуг по незнанию либо умышленно игнорируя установленные запреты;
  • ряду нарушений способствовала бесконтрольность руководства организаций и кадровых служб, которые не приняли соответствующих мер реагирования. 
Среди иных мер надзорное ведомство предложило Совету Министров совместно с областными и Минским городским исполнительными комитетами: 

  • обеспечить неукоснительное исполнение государственными и приравненными к ним должностными лицами требований статьи 40 Закона;
  • уточнить порядок определения стоимости подарков, полученных при протокольных и иных официальных мероприятиях без нарушения законодательства, обращения с ними, возврата сданных подарков и их реализации, а также стоимости выполненных работ, оказанных услуг, результатами которых воспользовались государственное должностное и иные указанные в Законе лица; 
  • определить порядок получения кадровыми и другими компетентными службами госорганов, иных организаций сведений об имуществе, которое было предоставлено государственному должностному или приравненному к нему лицу в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, в том числе о подарках, деньгах, стоимости выполненных работ, оказанных услуг, и принятия по таким фактам мер согласно статье 40 Закона. 
Рассмотрение информации взято на контроль.

Фото: Генеральная прокуратура

Отдел информации
Генеральной прокуратуры


Другие новости


Основные события