Становление органов Белорусской транспортной прокуратуры

Специализация органов прокуратуры в области надзора за исполнением законов на транспорте началась с 1922 года. В Положении о прокурорском надзоре, принятом третьей сессией ЦИК Белорусской ССР, содержались требования, предъявляемые к военной и общей прокуратуре, по исполнению законов на железнодорожном и воздушном транспорте. Расследование уголовных дел о преступлениях в этой отрасли и прокурорский надзор над ними производились специальными следователями и прокурорами, выделяемыми Прокуратурой БССР. До 20 июня 1936 г., т.е. до образования Наркомюста СССР, функции прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте осуществляли территориальные прокуроры. А в годы Великой Отечественной войны и после ее окончания вплоть до 1948 года надзор за законностью на транспорте осуществляли военные прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. В мае 1948 г. военные прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог реорганизованы соответственно в прокуратуры Белорусской и Брест-Литовской железных дорог. Прокуратура Белорусской железной дороги находилась в городе Гомеле, прокуратура Брест-Литовской железной дороги – в городе Барановичи.

Приказом Генерального прокурора СССР от 15 сентября 1951 г. прокуратура Брест-Литовской железной дороги переименована в прокуратуру Минской железной дороги с нахождением в г.Минске. В ее состав входили 4 подразделения: прокуратура Минского, Барановичского, Брестского, Гродненского участков.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 14 мая 1953 г. № 1263 «Об объединении прокуратур железных дорог» прокуратура Минской железной дороги объединена с прокуратурой Белорусской железной дороги в прокуратуру Белорусской железной дороги с местонахождением в г.Минске.

Согласно приказу Генерального прокурора СССР прокуратура Белорусской железной дороги стала именоваться Транспортной прокуратурой Белорусской железной дороги. В нее входило 7 участков: Барановичский, Брестский, Гродненский, Могилевский, Гомельский, Жлобинский.

В 1955 году по приказу Генерального прокурора СССР упразднена прокуратура Гродненского участка, Транспортная прокуратура Белорусской железной дороги была переименована в Белорусскую транспортную прокуратуру, а в ее штат включена прокуратура Витебского участка Калининской железной дороги.

Функции прокуратуры заключались в осуществлении общего надзора за точным соответствием актов, издаваемых Управлением Белорусской железной дороги, и за точным исполнением законов должностными лицами и гражданами в области работы железнодорожного транспорта.

Транспортная прокуратура структурных частей не имела и находилась в ведении Прокуратуры СССР.

Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 03.03.1960 «Об упразднении транспортных прокуратур» приказом Генерального прокурора СССР от 10.03.1960 № 22 была упразднена Белорусская транспортная прокуратура. Ее функции были переданы Прокуратуре БССР.

Однако такая реорганизация явилась причиной снижения дисциплины на транспорте и роста криминальных проявлений. В результате длительного анализа сложившейся ситуации Генеральный прокурор СССР 03.09.1976 издал приказ № 480-л «Об организации транспортных прокуратур». За счет резерва Прокуратуры СССР были организованы Брестская, Барановичская, Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская транспортные прокуратуры со штатной численностью 36 единиц, а впоследствии еще Гродненская и Оршанская. Практика прокурорского надзора на транспорте показала необходимость централизованного руководства названными подразделениями. Приказом Генерального прокурора СССР от 05.11.1980 Белорусская транспортная прокуратура была образована вновь практически в том виде, в каком существует до настоящего времени.

Первым Белорусским транспортным прокурором был назначен участник Великой Отечественной войны, бывший наводчик орудия знаменитой «сорокопятки», а затем командир батареи, закончивший свой боевой путь в Кенигсберге в 1945 году, Ювеналий Алексеевич Кладухин. Более десяти лет занимал должность Белорусского транспортного прокурора Дробышевский Леонид Ефимович.

Предметом особого внимания работников транспортной прокуратуры являлись изучение причин роста преступности, особенно среди несовершеннолетних, соблюдение законности при рассмотрении заявлений и сообщений граждан, надзор за расследованием дел о нарушениях правил безопасности движения.

В период перестройки в стране началась экономическая реформа. Были приняты законы о государственном предприятии, кооперации, индивидуальной трудовой деятельности, аренде и арендных отношениях. В последующие годы, когда Республика Беларусь стала независимым государством и были приняты решительные шаги к укреплению государственной власти, внесены изменения в Конституцию страны и введена президентская форма правления, принимались действенные меры по надзору за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации Республики Беларусь, управления водного транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных на транспортных предприятиях.

Деятельность транспортной прокуратуры была направлена на борьбу с преступностью, коррупцией, соблюдение государственной дисциплины и обеспечение общественной безопасности, устранение нарушений в экономической сфере, предотвращение террористических актов на объектах транспорта, обеспечение безопасности движения поездов, полетов воздушных судов, охрану здоровья и жизни граждан.

Транспортная прокуратура проводит значительную работу не только по пресечению совершаемых преступлений, но и по предупреждению и профилактике противоправных действий на транспорте, чем способствует сохранению и эффективному использованию государственной собственности.

Особенно следует отметить труд ветеранов, которые заложили традиции и до сегодняшнего дня их поддерживают. Опираясь на их знания и опыт, нынешние молодые сотрудники Белорусской транспортной прокуратуры стараются привнести в свою работу новые формы и методы, используя научно-технические и информационные возможности, повышая эффективность и реальную отдачу прокурорского надзора.

В целях совершенствования системы органов прокуратуры Республики Беларусь и оптимизации их деятельности в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 октября 2014 г. № 463 «О ликвидации Белорусской транспортной прокуратуры» с 1 декабря 2014 г. ликвидирована Белорусская транспортная прокуратура. 

Ее функции переданы Генеральной прокуратуре и прокуратурам областей. Специализированные транспортные прокуратуры, находящиеся в подчинении Белорусской транспортной прокуратуры, переподчинены прокуратурам областей. 

На основании Указа Президента Республики Беларусь от 31 мая 2017 г. №200 с 1 июля 2017 года ликвидированы Барановичская и Оршанская транспортные прокуратуры.